Операциональная сфера включает в себя знания о различных видах профессиональной деятельности, видах труда; знание о «веере профессий», необходимых в данном регионе; общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать; знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку; осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях; знание того, что еще надо развить у себя; знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности; знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии; знание о стиле жизни в данной профессии; умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности (в разных трудовых операциях, трудовых заданиях); умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени; знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда; умение мобилизовать усилия; знания о дисциплине труда;умение планировать, контролировать свои трудовые операции; знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы); умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общем труде); качества личности: тщательность выполнения, организован -ность, саморегуляция в труде и др.; активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный труд[10].
От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения.
Формируя и развивая на каждом этапе профессионального обучения психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ее основе - операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности и др.). В процессе профессионального обучения желательно также по возможности преодолевать дисбаланс, рассогласование, дисгармонию между мотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например, опережает мотивационная сфера - есть интерес к будущей профессии, а необходимых знаний и умений еще нет и т.д. Средствами профессионального обучения могут стать разные психологические стратегии: а) стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств путем стимулирования имеющихся у субъекта потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня; б) стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке; в) стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации; г) стратегия коррекции - перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста.
Названные психологические стратегии обучения могут быть соотнесены с различными педагогическими технологиями: деятельностно-ориентированное и личностно-ориентированиое обучение, жестко алгоритмическое, программированное обучение и индивидуально-вариативное и т.д. Предлагаются и разрабатываются разные виды обучения: адаптивное, развивающее, проблемное, дифференцированное или индивидуализированное, контекстное.
Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Следует отметить, что сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения,— то есть профессия имеет разный личностный смысл.
Рассмотрим профессиональное самоопределение на ранних этапах онтогенеза, включающих дошкольное детство и младший школьный возраст.
Дошкольное детство. Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Похожие публикации:
Общие факторы психотерапии
Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке, новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиска более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Время покажет, наскольк ...
Особенности и взаимосвязь кратковременной и
долговременной памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически ...
Интеллектуальные чувства
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познани ...
Навигация