Судебно-психиатрическая экспертиза

Страница 1

Судебно‑психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия, ее цель – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных (субъектов уголовного или гражданского процесса) во время совершения тех или иных действий, при проведении экспертного обследования и обострении психического заболевания.

Такая цель способствует практическому решению следующих задач судебно-психиатрической экспертизы:

- определению невменяемости за совершенные деяния в уголовном процессе;

- установлению недееспособности за совершенные конкретные действия или во время обострения психического заболевания в гражданском судопроизводстве;

- уточнению процессуальной дееспособности в уголовном (судебно-следственном) и гражданском процессе;

- назначению по показаниям принудительных мер медицинского характера;

- обоснованию прогностических возможностей течения психического заболевания;

- рассмотрению психических противопоказаний для отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Судебно-психиатрическая экспертиза относится к судебным экспертизам, назначаемым и проводимым только при производстве уголовных и гражданских дел. Ее процессуальными основами является правовое соответствие ст. 14 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР и Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. Дополняет это положение также ст. 52 Основ законодательства об охране здоровья граждан. В ней говорится о том, что судебно-психиатрические экспертные комиссии находятся в государственной системе здравоохранения и поэтому судебно-психиатрическая экспертиза производится экспертами-психиатрами или врачами-психиатрами, работающими в учреждениях Министерства здравоохранения. Однако Основы законодательства предусматривают также возможность включения в состав экспертных комиссий дополнительно врачей, имеющих специальность «судебная психиатрия» с их согласия (по ходатайству гражданина или его адвоката, или его законного представителя перед органом, назначившим такую экспертизу).

Обязательным основанием у вышеуказанных должностных лиц для назначения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе являются: сомнения в нормальном состоянии психического здоровья подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля; странности в их поведении и высказываниях; ссылки на имеющееся хроническое душевное заболевание или слабоумие; последствия черепно-мозговой травмы или заболеваний головного мозга; обследование и лечение в психиатрических стационарах; пребывание на учете (амбулаторное лечение) в психоневрологических учреждениях (диспансерах); прохождение в прошлом судебно-психиатрической или трудовой (военной, профессиональной) экспертизы; отсутствие видимых мотивов и целей совершенного деяния; особая жестокость в насилии и надругательство над потерпевшим; непонятное глумление над трупом; постоянные конфликты (в семье, коллективе, обществе); грубая оппозиция ко всему и ко всем.

Поводом для назначения судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе являются сомнения у суда в психической полноценности истцов, ответчиков и свидетелей, обусловленные неблагоприятным психиатрическим анамнезом и наличием психических расстройств. И особенно тогда, когда суду необходимо установить их способность понимать значение своих действий и возможность руководить ими в момент совершения какого-либо гражданского акта или быть очевидцем этого гражданского акта.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Понятие функции конфликта
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный ин ...

Психолого-педагогическая характеристика детей ЗПР
Целенаправленное систематическое дошкольное воспитание и обучение имеет важнейшее значение для развития психики ребенка и последующего успешного обучения в школе. Полноценное усвоение детьми школьной программы во многом обусловлено уровне ...

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош ...