Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза

Статьи по психологии » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза

Данная работа посвящена изучению психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза.

Одним из новых понятий для психологии является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической, научной, публицистической, учебной литературе. Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие психологической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в области профессиональной ориентации не является случайностью.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В контексте проблемы умственного развития дошкольников и младших школьников, а также формирования у них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т.д.

Разработчики программ дошкольного и школьного образования включают в различные разделы сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. Однако психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного и младшего школьного возраста, психологами и педагогами не сформулировано, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. В публицистической литературе выражение «ранняя профессиональная ориентация» встречается как раз применительно к данному возрасту. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Похожие публикации:

Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мими ...

Нравственные чувства
Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общест ...

Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества. ...