II. Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.
III. Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии[19].
Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.
Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет). Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и семье в следующих направлениях - психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку в выборе профессии.
При реализации этих направлений работы стимулируются обе стороны психического развития человека: а) мотивационная сфера, в которую входят направленность на труд, трудовые и профессиональные интересы, профессиональные намерения, готовность к труду и к выбору профессии; б) операциональная сфера, которая включает знания о труде и о профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя; трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии, а также преодоление ошибок в трудовой деятельности (таких, например, как потеря цели в трудовой деятельности, отвлечение на другие виды деятельности, преобладание репродуктивной деятельности, отсутствие переноса, злоупотребление приемом проб и ошибок вместо осознанного выбора стратегии поведения и др.).
В работах Климова отмечается, что допрофессиональная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы. Он определяет стороны психологической подготовки к труду и к выбору профессии, осуществляемой в допрофессиональном трудовом обучении и воспитании в школе и в семье в двух направлениях: психологическая готовность(мотивационная сфера) и психологическая подготовленность(операциональная сфера).
Готовность мотивационной сферы заключается, по Климову, в трудовой направленности личности, потребности в труде; осознании общественной необходимости труда, мотивы долга; установки на труд, на высокую продуктивность труда; положительном эмоциональном отношении к труду («радость труда»), трудовом настроении; уважении к любому труду; сочетании избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд; трудолюбии (любовь к труду); трудовых интересах и склонностях (как источники достижения целей в труде и преодоления препятствий); устойчивых профессиональных намерениях, призвании; уверенности в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда); готовности сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера для совместной работы, профессии); готовности к труду и готовности к выбору профессии; качествах личности: требовательность к результатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда, упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность как постановка новых целей в труде.
Похожие публикации:
Значение теории «психологического поля» в современной психологии личности
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного ди ...
Подстройка по словарю
У каждого из нас есть свой словарный запас, есть слова чужие и есть словечки любимые. А самое главное, каждый из нас убежден, что его слова, его язык и его произношение — самые правильные, и чтобы ему не противопоствляться и без нужды не ...
Определение понятия социальной психологии
Понятие «социальная психология» многозначно. В самом общем виде следует различать по крайней мере два основных его смысловых значения.
Во-первых, под социальной психологией прежде всего принято понимать многообразные проявления социально ...
Навигация