В настоящее время в Законе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решаться задача формирования личности специалиста (его мотивации, профессиональных ценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями и навыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способность ориентироваться во всей системе производства); послевузовское профессиональное образование как повышение квалификации, профессиональный тренинг и дополнительное образование, которое желательно осуществлять как использование широкой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения, которая может стать важным средством его психологической защищенности. Со временем ныне действующая система профессионального образования может изменяться с учетом запросов общества.
Очевидно, что профессиональное становление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедитель- но показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные перио- ды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития [23]. Дальнейшие работы(Е.А. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.И. Логинова) в этой области позволили сделать два основных вывода:
Во-первых, необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь. Во-вторых, профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
В отечественной психологии разработано несколько периодизаций профессионального пути человека. При анализе этих периодизаций обращает на себя внимание частичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастного развития, предложенными и в классификациях общей и возрастной психологии. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде [12]. Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию - человека как субъекта труда:
1)Стадия пред-игры (до 4 лет)- освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;
2)Стадия игры(5-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;
3)Стадия овладения учебной деятельностью(8-12 лет) – развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности;
4)Стадия оптации (12-18 лет) — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
5)Стадия адепта (17-20 лет) – профессиональная подготовка по выбранной специальности;
6)Стадия адаптанта(20-23 года) — вхождение в профессию и привыкание к ней;
7)Стадия интернала(23-26 лет) — приобретение профессионального опыта;
8)Стадия мастера — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
9)Стадия авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
10)Стадия наставничества — передача профессионалом своего опыта[7]. А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности [13].
Также одним из критериев профессионального становления личности является выделение этапов становления профессионального самосознания.
Профессиональное самосознание проходит определенные стадии становления:
I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Похожие публикации:
Эффекты восприятия в управленческой деятельности
«Восприятие человека человеком в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми». [2; 53]
Про ...
Диалог как форма психологического воздействия
Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны ...
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй полови ...
Навигация