Организация специальной помощи слепоглухим в Польше

Страница 2

В старших классах (V—VIII) слепоглухие ученики должны изучать: польский язык, историю, математику, профессиональную подготовку, изобразительное искусство, физкультуру, обществоведение. На перечисленные предметы еженедельно отводилось в V—VI классах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII — 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VI классах — 8 ч, в VII—VIII классах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальную работу относится ко всему классу).

В 1999/00 уч. г. в Польше приступили к внедрению школьной реформы. Она основана на введении 6-летней начальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней или профессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных планов для слепоглухих детей. Постановление министра народного образования «О способах перехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимназий и учебных планах» издано 15 февраля 1999 г. В постановлении дана возможность продления каждого этапа обучения на год и больше. В I—IV классах никаких изменений в учебном плане не произошло, но пока не установлен учебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время в Польше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые имеют сложный дефект или аутизм без интеллектуальных нарушений.

На практике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется по индивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможности слепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития.

Некоторое число детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых или интеграционных школах. Там их обучение, как правило, носит частично индивидуальный, частично групповой характер. Это означает, что ребенок участвует в групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду, которые проводит классный руководитель со всем классом. Другие предметы (математику, польский язык, обществоведение) изучает индивидуально со специальным тифло- или сурдопедагогом. Согласно постановлению министерства, на подобное индивидуальное обучение слепоглухого ребенка в массовой школе выделяется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглухие дети, обучающиеся в массовых или интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обучения или по общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическими консультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталых детей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеет возможность налаживать отношения с нормально развивающимися сверстниками, воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на его социализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальный опыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся с особенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатся понимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, а также овладевают навыками оказания помощи таким детям.

Встречаются, но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе по общей программе. Массовое обучение, как правило, касается слабослышащих детей с полноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовых школах требует огромного труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многое зависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя и одноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухие дети из массовых или интеграционных школ через некоторое время все-таки попадают в специальные школы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем ...

Экзистенциальная тревога
Философ Пауль Тиллих, утверждал, что тревога есть осознание угрозы нашему бытию. Он различал три вида тревоги: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и смыслоутраты и тревога вины и осуждения. Всё это формы экзистенциальной тревоги пото ...

Психодрама
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено [30]. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – ...