Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях

Статьи по психологии » Особенности психологической готовности военнослужащих » Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях

Страница 1

В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.

Понятие «психологическая готовность» в литературе имеет различные толкования.

Так, понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей» [1; 115]. В.А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности [3; 41].

К.К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности к деятельности выделяет моральную, психологическую и профессиональную готовность. Качества, определяющие психологическую готовность, относятся авторомк стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности [3; 41].

Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др. объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как её общее психо­физиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; как направленность личности на выполнение определенных действий [28, 37].

Понятие готовности к деятельности тесно связано с понятием установки, которая обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания успешнойдеятельности.Д. Н.Узнадзе понимал установку как более широкое явление, чем готовность. Готовность определялась им как существенный признак установки [51; 25]. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологической природы феноменов, которые данные дефиниции обозначают. Установка, с их точки зрения, является лишь формой готовности [9; 53].

Несмотря на многообразие определений готовности, все авторы сходятся на том, что готовность к деятельности - это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом [8; 87].

Понятием «готовность» в литературе, таким образом, обозначаются:

- условия и регулятор деятельности;

- психологическое состояние,

- установка;

- наличие у субъекта определенных потребностей;

- синтеза свойств личности и т.п.

Нам представляется наиболее полным и точным определение психологической готовности, данное В. Дружининым: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности» [29; 416]. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» [4; 56] состояние «оперативного покоя» [5; 37] и состояние «бдительности» [28; 30].

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

3) необходимые знания, навыки, умения;

4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы [4; 57].

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности — это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психофизиологические характеристики подросткового возраста
Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, развития познавательных процессо ...

Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющие две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик др ...

Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений ...