Особенности психологической готовности военнослужащих

Статьи по психологии » Особенности психологической готовности военнослужащих

Потрясшие нашу страну за последние два десятилетия катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост преступности и насилия, с очевидностью показали, насколько важна психологическая готовность персонала служб МЧС, МВД, ФСБ, частей и подразделений Министерства Обороны к работе в экстремальных условиях, способность сотрудников этих служб преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов, сохраняя при этом высокую работоспособность. В полной мере это касается военнослужащих войск ПВО.

Войска ПВО предназначены для борьбы с воздушным противником, защиты от ударов с воздуха административно-политических и промышленных центров и районов, прикрытия группировок войск и сил, важных военных и других объектов, то есть являются подразделениями повышенного риска [46; 326].

Профессиональная деятельность сотрудников подразделений «повышенного риска» сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Отрицательное воздействие связанных с ней стресс-факторов испытывают как отдельные сотрудники, так и коллективы подразделений, а также семьи сотрудников.

Сегодня очевидно, что система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, - это насущная, первоочередная необходимость.

Одним из составляющих звеньев этой системы являются мероприятия по повышению уровня психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику человека. Это воздействие может быть как мощным однократным, так и интенсивным многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности и может служить источником как объективно, так и субъективно (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного человека) обусловленного стресса.

Проблему психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях изучали Л.Д. Битехтина [3], А.Л. Ганюшкин [4], В.И. Лебедев [21 - 23] и др. Однако исследования психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях военнослужащих ПВО мало изучалась, поэтому данное исследование является актуальным.

Система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, получила название «стресс-менеджмента». Принципиальной особенностью этого подхода, по сравнению с традиционными психологическими интервенциями и групповой психотерапией, является его адресованность конкретным людям в конкретных организациях, сочетание образовательных, тренинговых, психокоррекционных, реабилитационных программ с элементами организационного консультирования, организационного развития [48; 50]. Вследствие этого изучение психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях является практически значимым, так как позволит разработать образовательные, тренинговые и коррекционные программы, позволяющие повысить уровень данной готовности именно у названной категории военнослужащих.

Похожие публикации:

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать п ...

Развитие зависимого поведения
В случае "нечеловеческих" зависимостей, по мере их развития, другие люди перестают быть значимыми, контакт с человеком подменяется контактом с веществом, ведет к стиранию различий и изоляции личности, одиночеству. Со временем в ...

Методические рекомендации воспитателям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. (Л.С. Выготский). Эмоции в жиз ...