Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.
На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.
Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. (Л. С. Выготский). Т.е. усилия специальной психологии направлены не на сам дефект (как правило, органического происхождения), а социальные последствия дефекта, мешающие самореализации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе.
Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):
- психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);
- психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);
- психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);
- психологию детей с нарушениями речи;
- детей с ЗПР;
- других категорий детей с отклонениями в развитии:
(- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы;
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения).
Задачи специальной психологии
Основные группы задач специальной психологии
Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии:
1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:
• раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);
• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
• раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;
• установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.
2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов.
4.Четвёртая группа задач - Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.
Решение этих основных задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии. Выяснение того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональных систем, выявление влияния различных дефектов психического развития на становление личности - определяет решение общих вопросов специальной психологии
- Место специальной психологии в системе наук
- Методы специальной психологии
- Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
- Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения
- Сурдопсихология. Психология детей с нарушениями слуха
- Зрительное восприятие формы предметов у детей с нарушениями слуха
- Восприятие величины предмета детьми с нарушениями слуха
- Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха
- Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
- Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией
- Особенности словесно-логического мышления детей с заиканием.
- Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей
- Общая характеристика олигофрении. Понятие, причины олигофрении
- Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- Психология детей с ЗПР
- Особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
- Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР
Похожие публикации:
Внешний облик и Я–концепция
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена ...
Клиент-центрированное мышление
Линию такого развития можно наглядно проследить на материале исторических тенденций развити маркетинга на протяжении последних десятилетий. От сбытовой - к клиент-центрированной ориентации в маркетинге.
Крупнейший современный специалист ...
Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного ...
Навигация