Особенности константности восприятия величины предметов у детей с нарушениями слуха. У детей с нарушением слуха по данным исследованиям Э.С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выражена в младшем школьном возрасте.
Э.С. Бейн проводила опыты с детьми с нарушенным слухом и слышащими детьми. Задание состояло в том, чтобы определять величину предмета при разном его удалении от испытуемого.
Таким образом, мелкие предметы у детей с нарушенным слухом запоминаются хуже, крупные предметы воспринимаются так же, как и у детей с нормальным слухом, такая оценка величины предмета свидетельствует об уже сформировавшийся константности восприятия величины и она не значительно отличается от восприятия величины нормально слышащих детей.
Восприятие пространственно-временных описаний предметов, изображённых на картине детьми с нарушениями слуха
Для того, чтобы при восприятии плоской картины создавалось впечатление её объёмности, разной удалённости изображённых предметов от глаз наблюдателя, используется целый ряд специальных приёмов. Наиболее важный среди них – закон перспективы. Предметы, более удалённые, изображаются уменьшенные по размерам, на заднем плане, а более близкие – на переднем плане. Более удалённые предметы частично загораживаются («перекрываются») более близкими. Кроме того, для создания впечатления рельефности большое значение имеет соотношение окраски предметов – светотень и воздушная перспектива. Одни части предметов изображаются более светлыми, как бы более освещёнными по сравнению с другими, находящимися в тени (светотень). Предметы, удалённые на большое расстояние изображаются мало насыщенными по цвету, в синеватой или розоватой дымке, как будто они воспринимаются сквозь толщу воздуха (воздушная перспектива).
На картине даётся одномоментное изображение действительности. Поэтому особой задачей становится изображение явлений, изменяющихся во времени, например движущихся предметов. Действующие лица, предметы воспринимаются как движущиеся, если они изображаются как бы застывшими в какой-либо характерный момент их движения.
Восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картине, возникает у детей постепенно в процессе их развития. Нормально развивающиеся дети 4 и 5 лет ещё часто испытывают затруднения в восприятии перспективных изображений. Предметы, уменьшенные по законам перспективы, они воспринимают как ненастоящие, игрушечные. Дети дошкольного возраста ещё часто не понимают, что на рисунке изображены предметы в движении. Они недоумевают, почему на картине, изображающей бегущих мальчиков, в таком странном положении находятся руки и ноги мальчиков.
Восприятие картин постепенно формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте при постоянном речевом общении со взрослыми и более старшими детьми. Взрослые помогают детям рассматривать разнообразные картинки, иллюстрации в книгах, беседуют с детьми о том, что изображено на картинках, направляют их внимание на те или другие предметы.
У детей с нарушениями слуха правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медленно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях (см. выше описанные опыты К. И. Версетской, А. П. Гозовой), в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.
Похожие публикации:
Общие рекомендации для военнослужащих и психологов
Для повышения у военнослужащих постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях необходимо:
-воспитание у военнослужащих чувства долга и ответственности, готовности выполнять боевую задачу, невзирая ни на какие ...
Развитие психологии в период Средневековья и эпоху
Возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение д ...
Процесс познания в теории Декарта
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "преврати ...
Навигация