Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс всё большего и большего обобщения значения слов.
Развитие словарного запаса у слепых детей обусловлено объёмом речевого общения: непосредственное общение с взрослыми, чтение книг, слушание радио и т.д.
Развитие словарного запаса у детей с нарушениями зрения, рассматривается в двух аспектах количественном и качественном. Количественное - это увеличение числа используемой лексики, а качественное – это как смысловое развитие, то есть соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процессов, свойств. Следовательно, чем богаче чувственный опыт ребёнка, тем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающая действительность, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов, но несмотря на то, что слепые правильно употребляют слова в том или ином контексте, их значение при проверке часто оказывается вербальным, то есть не опирающимся на конкретные представления, а значение слов или сужается, привязывается к какому-либо конкретному признаку или чрезмерно расширяется и отвлекается от конкретного содержания.
Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и нивелирутся .
Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизациии.
Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также и операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полним отражением свойств и признаков объектов, а с другой – относительной существенностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка. Эти же причины лежат и в основе трудностей, испытываемых слепыми при выполнении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.
В операции сравнение, основанной на анализе – синтезе, при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно и их сравнению. На операции сравнения основаны классификация и систематизация, т. е. объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. Обнаружилось, что часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.
К операциям мыслительной деятельности относится также абстарирование –отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение – объединение (сторон) объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация – применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям.
В основе всех этих операций лежит анализ- синтез, наряду с которым могут выступать и другие операции, например. Обощение может вестись через сравнение. Упомянутые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии. однако. исходя из диалектико – материалистического положения о единстве чувственного и логического, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях. Испытываемых слепыми при анализе – синтезе, можно с достаточной уверенностью полагать, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются в той или иной степени на всех мыслительных операциях.
Похожие публикации:
Табулирование и представление диагностических данных
Воспользуемся учебным пособием Максимова В.Г. и кратко изложим, какие методы существуют для представления диагностических данных.
Табулирование – составление математических таблиц, задание функций в виде таблиц.[9].
Для анализа и интерп ...
Рекомендации по преодолению переживаний развода
Самое главное при разводе - понять, как пережить развод. Только одна пятая часть разводящихся указывают, что они ходили в период развода в церковь, обращались к магии, колдунам, экстрасенсам. Человек мог ходить на ритуальные службы, или & ...
Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.
В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние ст ...
Навигация