Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Статьи по психологии » Специальная психология » Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией.

В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления межличностных отношений, а тяжёлый речевой дефект оказывает негативное влияние на общение ребёнка со сверстниками.

Так, одни дети с тяжёлыми нарушениями речи стремятся к общению, у других преобладают неустойчивые формы общения, у третьих – наблюдались негативное и аутестическое поведение.

Дети с неустойчивыми формами общения в начале охотно вступают в контакт, способны проявить интерес к партнёру по общению совместной деятельности, но в дальнейшем интерес пропадает, они становятся пассивны, безразличны к общению, с трудом вступают в проблемную ситуацию общения, а при затруднениях отказываются продолжать взаимодействия.

Дети с негативным отношение к собеседнику – замкнуты, стеснительны, а иногда проявляют агрессию. Необходимость выполнить просьбу, задание вызывает у них невротические реакции. Привлечение в коллективную деятельность вызывает сопротивление.

Проблема общения детей с речевой патологией со сверстниками рассматривается в работах Раек Е., З.А. Репиной и др. Они отмечают, что нарушение общения, вследствие речевого дефекта, приводит к формированию неуверенности в себе, недоверчивость к другим людям, агрессивности по отношению к сверстникам. З.А. Репина выделяет два типа трудностей:

· операциональные, связанные с несформированностью знаний способов общения, с трудностями вербальной социализации;

· мотивационные – когда потребность общения перестаёт быть ведущей в дошкольном возрасте.

Раек Е. предложила классификацию с учётом того, как трудности общения проявляются в поведении дошкольников:

· I вариант – ребёнок стремится к сверстникам, но они его не принимают.

· II вариант – ребёнок стремится к сверстникам, они играют вместе, но общение носит формальный характер.

· III вариант – ребёнок уходит от сверстников, но дети настроены к нему дружелюбно.

· IV вариант – ребёнок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти варианты трудностей общения оказывают значительное влияние на установление и поддержание ребёнком контактов со сверстниками.

При сектентных нарушениях речи (алалия,) выделяют три типа нарушения общения:

· I тип – характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, преобладанием депрессивных состояний, что сопровождается недовольством окружающими, недоверием, и обуславливает неустойчивый тип общения.

· II тип – дети данного типа заторможены, у них частые фобические реакции, в целом они негативно настроены в ситуации общения.

· III тип – дети безынициативны, безразличны к окружающим, склонны к аутестическим реакциям, таким образом отказываются от общения.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается различная степень активности в общении, которая варьируется от аутистичности до высокой активности. Часто ситуация общения сопровождается негативизмом, стеснительностью, агрессивностью.

Похожие публикации:

Место специальной психологии в системе наук
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. Философскую и нравственно – этическую основу спе ...

Взаимосвязь личностных интересов убеждаемого и результата убеждения
Открытые вопросы можно подразделить на «вопросы к желаниям» и «вопросы к проблемам». Первые нацелены на актуализацию того, что хочет человек, вторые направляют его в проблемную область, которую необходимо разрешить, чтобы удовлетворить же ...

Убедительность в речи говорящего
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов вступающих в контакты личностей. Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами, диалогов в системах: «учитель - обучаемый », «продавец- клиент », «родители- дети», « ...