Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей

Статьи по психологии » Специальная психология » Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей

Страница 2

Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.

Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Особенности развития письменной речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Большая распространенность и особенности симптоматики письма у детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностыо языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Дисграфия у умственно отсталых детей младшего школьного возраста сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографических правил.

Нарушения письма у умственно отсталых младших школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика оптической дисграфии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме (проявляется в заменах и искажениях букв на письме) и сопровождается распространенными орфографическими ошибками. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания), дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия. Оптическая дисграфия проявляется в виде нарушений в воспроизведении букв на письме которые бывают двух видов: 1. замены графически сходных букв; 2. искажение графического образа букв.

Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии. При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Онтопсихология
Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти [28]. Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопс ...

Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни
Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к т ...

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис. 2.Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной п ...