Информационное воздействие в операции НАТО "Решительная сила" велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах ("Буря в пустыне" в Ираке, "Поддержка демократии" на Гаити, миротворческая операция ИФОР — СФОР в Боснии и Герцеговине и др.) Главные усилия в борьбе за информацию между ОВС НАТО и ВС Югославии были сосредоточены в информационно-психологической и информационно-технической сферах.
Основной составляющей информационной войны ВС НАТО во время агрессии против СРЮ являлось массированное идеологическое и психологическое воздействие крупнейших СМИ стран Запада и сил психологической войны ВС США на население и личный состав вооруженных сил Югославии, государств Североатлантического блока, а также мировую общественность. Для обеспечения позитивного мирового общественного мнения о действиях ОВС НАТО в операции "Союзническая сила" страны блока вели мощную и активную пропагандистскую кампанию, направленную на формирование образа врага, против которого не только можно, но и необходимо применить оружие. При этом активно использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание:
§ репортажи о событиях;
§ описание актов геноцида албанского населения Косово и Метохии;
§ демонстрация силы и показ возможностей современных видов вооружения ВС США и других стран альянса, результатов ракетно-бомбовых ударов по Югославии;
§ комментарии социологических опросов, связанных с событиями на Балканах.
Роль главного агитатора и пропагандиста, призванного защищать позицию США и НАТО в ходе агрессии, была отведена министру обороны У. Коэну. По сообщениям наблюдателей, только за первый день бомбардировок он выступил сразу в восьми телепрограммах, в пяти утренних выпусках новостей основных телеканалов и трех наиболее популярных вечерних информационно-аналитических передачах. У. Коэну помогали также помощник президента США по национальной безопасности С. Бергер и госсекретарь М. Олбрайт.
К гражданам США с антисербским воззванием обратился Б. Клинтон. Своим соотечественникам, находящимся за тысячи километров от Югославии, он популярно, в доступной для американцев форме разъяснил причины применения военной силы в отношении суверенного государства.
В этот же период прошла серия передач заказного характера на телевизионном канале CNN, в ходе которых военные эксперты и аналитики буквально заполнили основную часть времени новостных и аналитических выпусков активной пропагандой в пользу действий НАТО. Ведущим корреспондентом CNN, умело спекулировавшим на чувствах американцев, являлась К. Аманпор — жена официального представителя госдепартамента США Дж. Рубина. Следует отметить, что использование корреспондента-женщины для освещения сюжетов о зверствах сербов в Косово и Метохии, страданиях косоварских женщин и детей имело сильное психологическое воздействие на американскую аудиторию.
Только в течение первых двух недель операции в Косово и МетохииCNN подготовила более 30 статей, которые были размещены в Интернете. В среднем каждая статья содержала около десяти упоминаний о Т. Блэре со ссылками на официальных представителей НАТО. Примерно столько же раз в каждой статье использовались слова "беженцы", "этнические чистки", "массовые убийства". В то же время упоминание о жертвах среди мирного населения Югославии встречалось в среднем 0,3 раза. Анализ содержания текста сообщений позволяет сделать вывод о том, что проводимые психологические операции были хорошо подготовлены и отработаны.
Одним из безотказных приемов воздействия на аудиторию стало использование так называемых объективных цифр и документальных данных. Так, один из аналитиков CNN заявил о будто бы имевшем место факте использования 700 албанских детей для создания банка крови, предназначенного для сербских солдат. Такая дезинформация, естественно, произвела сильное впечатление на общественное мнение Запада.
В качестве вспомогательных методов по оказанию психологического давления на "несговорчивых" югославов американские специалисты избрали:
· введение против Югославии полной экономической блокады;
· инсценировку (провоцирование) гражданского неповиновения, массовых митингов и демонстраций протеста;
· нелегальные подрывные и террористические акции.
Информационное обеспечение действий войск (сил) НАТО в ходе военного конфликта планировалось руководством блока по следующим направлениям:
§ применение разведки для обеспечения войск (сил) необходимой информацией;
§ принятие мер по введению противника в заблуждение;
§ обеспечение оперативной скрытности;
§ проведение психологических операций;
§ применение боевых электронных средств с целью последовательного поражения всей информационной системы и личного состава;
Похожие публикации:
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. ...
Пример урегулирования внутриполитического конфликта
на примере Канады
Характерно что в новых условиях конфликты стали быстро эволюционировать в сторону обострения. Изменилась и сама их природа, большинство современных конфликтов носит не межгосударственный, как в годы холодной войны, а внутригосударственный ...
Профилактика конфликтов в деловом общении
Практика показывает, что неразрешимых конфликтов, которые нельзя было бы уладить без применения силы, не существует. Поэтому любую попытку урегулирования конфликтной ситуации "мирным путем" нужно обязательно использовать.
Наибо ...
Навигация