Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

Статьи по психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

Страница 1

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не повреди. Ребёнок изначально стремиться к знаниям (какой ребёнок не хочет научиться говорить, ходить?), его душа открыта.

Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно внимая ей или участвуя в создании. Один из лучших пример сопричастности - церковное пение. В России когда-то всё население принимало участие в церковном пении. Ныне дети лучше всего умеют нажимать на кнопки магнитофона, а петь чистую, возвышенную музыку разучились. Всё же некоторые родители ищут для своих детей формы контакта с высокой музыкой. Притом нужно учитывать, чем младше дети, чем более открыты они чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к ней, и эта любовь впоследствии образует заслон визгам, заполнившим эфир.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся

· беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;

· специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

· упражнения на внутреннее слышание.

На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Именно страх чаще всего мешает ребёнку чувствовать себя комфортно в той или иной ситуации. Вот пример, как решить проблему страха при помощи музыкотерапии:

Время беседы с ребёнком должно быть согласованно заранее. Необходимо не менее 20-30 минут и спокойная обстановка, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.). Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой-Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода и т.д. отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность и неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Характеристика процессов памяти
Запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относите ...

Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе. В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние ст ...

Семейная психотерапия
Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). ...