Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющие две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. [1; 126]
У Курячий В.В. эффект восприятия - это психологические особенности, в силу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. [8; 105-108]
Существуют различные эффекты восприятия людьми друг друга. У Андреевой Г.М. это: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола (галоэффект), эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.
Эффект первого впечатления (установки) играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева.
Двум группам студентов было показано фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Многочисленные эксперименты позволили обсудить в литературе принципиальные вопросы о том, насколько же точно первое впечатление вообще, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека и какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие. Без всестороннего анализа этих проблем невозможно прогнозировать успешность межличностного восприятия. [1; 128]
У Тимофеева М.И. эффект ореола (галоэффект) – это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. [13; 14-15]
У Андреевой Г.М. формулировка эффекта такая же. Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком – либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. [1; 128]
В одном эксперименте был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренние, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Таким образом, эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению. [1; 128-129]
Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». [1; 129]
Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение 4 - 60 секунд. Дело в том, что в силу устройства нашей психики мы имеем внутреннюю потребность быстро вынести мнение о новом объекте, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы. Поэтому мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, это есть процесс стереотипизации. Такая информация позволяет быстро найти в кладовой подсознания те или иные готовые варианты реагирования на новый объект, который сознательно или бессознательно причисляется к категориям «не нравится» или «нравится», или «безразличен». По свойству памяти информация старается удержаться в той ячейке, куда она попала первоначально. Поэтому очень важно первое впечатление, хотя оно и считается обманчивым. [13; 12]
Похожие публикации:
Рациональные приемы запоминания
Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед нами в данный момент задач. Мы будем говорить о развитии памяти и рацион ...
Интегральная психология
Интегральная психология — это общий подход к психологии, который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких ...
Психологическая характеристика понятия «технологии»
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное зна ...
Навигация