Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Для развития слухового воображения детей в группах по 4 человека были проведены следующие упражнения:
· Ребятам предложили закрыть глаза, расслабиться, постараться ни о чем не думать (ощущение «пустоты» в голове), затем ударили по барабану палкой (можно мячом о пол). Дети должны были «повторить» этот звук в своем воображении, «увидеть» предмет, которым был издан звук, «ощутить» прикосновение к нему.
· Ребенок должен напеть про себя знакомую мелодию и ощутить, что она «разливается» по всему телу. Затем «услышать» другую мелодию и постепенно «вытеснить» первую, «распространяя» новую мелодию по всему телу.
· Собрав множество различных предметов, «поселили» их в «сундучке ощущений»: ключи, небольшие камни в кружке или стакане, шишки, ложки. Можно использовать все, что шуршит, звенит. Детям предлагалось сначала описать характер звука, а затем попытаться узнать, что за предмет «звучал». Такая работа позволяет детям ощутить энергию звука и научиться слушать и слышать себя. Тогда они легко смогут научиться слушать и слышать музыку.
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
В качестве подтверждения пользы музыкотерапии в старшей группе выявили троих детей с заниженной самооценкой, совместно с музыкальным руководителем подготовили номер, научив играть на инструментах, которые дети самостоятельно для себя выбрали. Когда ансамбль выступил перед группой, всем очень понравилось; также выступающие получили высокую оценку со стороны педагогов. Во время следующего обследования их самооценка была признана адекватной.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Пение должно быть ориентировано на народные песни. Используя песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поёт вместе со всеми. Когда достигается определённое состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.
Похожие публикации:
Внешний облик и Я–концепция
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена ...
Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момен ...
Идеалистическое понимание души в античной психологии
По замечанию Энгельса, при всем наивно–материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пиф ...
Навигация