Субкультуры в большей или меньшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом, субкультуры могут формировать смешанную систему ценностей, отличную от культуры отцов и доминантной культуры, выступать в роли продолжателя одной из них либо находиться в оппозиции к ним.
Условием возникновения субкультур является также существование определенных систем ценностей, поведения, отличных от признанной системы норм.
Современное общество состоит из множества социальных групп, имеющих определенные культурные различия. Из-за культурных отличий люди могут придерживаться, по меньшей мере, двух систем ценностей. Матца и Сайкс полагают, что наряду с респектабельными ценностями существует система «подпольных» ценностей, которые обычно санкционированы во время досуга и дифференцированы от рабочего времени. В этом случае социальный субъект может придерживаться не только ценностей порядка работы, но и ценностей авантюрных.
Такая дифференциация системы ценностей становиться возможной лишь в современном обществе, характеризуемом возросшей степенью автономизации, индивидуализации и рефлективности культуры.
По мнению Фишера, субкультурилизация является результатом урбанизации. Он считает, что динамическое разнообразие городской популяции ведет к сложной структурной дифференциации, имеющей следствием социальное отчуждение, социальную дезорганизацию, девиантное поведение и аномию.
Современные западные теории молодежной культуры, особенно в Великобритании, подвержены влиянию марксизма, отсюда субкультурный анализ постоянно соседствует с анализом классовой культуры, ее традиций, ценностей. Членство в субкультуре обязательно включает в себя членство в классовой культуре. На первый взгляд, такой подход правомерен, но и результативен. Во всяком случае, нельзя игнорировать огромный пласт структурно-функциональной методологии.
Структурно-функциональный анализ культуры и субкультур связан с принадлежностью к социальному классу, способу производства, а также последующими социальными отношениями. Общество состоит из взаимосвязанных субсистем, и система образования готовит молодых людей к их месту в социально-экономической системе, которая, в свою очередь, сама отражает систему стратификации.
Традиционно различают по классовому признаку два типа молодежных субкультур – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости.
Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и темпорально кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни.
Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны, члены этих субкультур вовлечены в них на протяжении большого промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу. Вместе с тем, несмотря на классовые корни молодежных субкультур, в индивидуальном членстве существуют исключения. [2]
Принадлежность к какой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности, в то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.
На самом деле эти группы охватывают лишь незначительный процент. Остальные подростки держаться мене заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростов заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультуру с размытыми границами.
Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевиденьем, журналами и книгами. Средства массовой информации поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превышают их массовое явление. Но в тоже время СМИ оказывают негативное влияние на социализацию детей и подростков, ведя открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [4]
Похожие публикации:
История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:
—зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;
—отпочкование от родительских дисциплин (пси ...
Структура и свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называют качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания св ...
Предмет психологии
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры ...
Навигация