Студию, названную “Артишок” (“Арт и шок”), возглавил социальный работник - профессиональный театральный режиссер.
Первой формой работы стали тренинги, проводившиеся с использованием методов психодрамы, (Морено, Киппер) и “Системы” Станиславского, поскольку элементы “Системы”, направленные на развитие сценического общения, одновременно стимулируют умения межличностной коммуникации, научают моделям поведения в различных предполагаемых обстоятельствах [25].
Группы пациентов, которых направляли в студию врачи отделений, были гетерогенны (по полу, возрасту, нозологии, длительности нахождения в больнице); противопоказанием являлись “острые” состояния или глубоко выраженный психический дефект. Включение в студийную работу каждого пациента происходило постепенно: предварительные (тестирующие) беседы с режиссером; посещение занятий в качестве наблюдателя, участие в технической работе (с осветительной и музыкальной аппаратурой, реквизитом и костюмами) и, наконец, непосредственное участие в тренингах, включавших сценическое чтение, пантомиму, танец и т.д.
Тренинги, в которых приняли участие более 100 пациентов, позволили их участникам улучшить навыки общения, повысить чувство уверенности в себе, возможности эмоционального и вербального самовыражения.
Следующим шагом стала постановка спектакля, участниками которого были пациенты относительно стабильной группы (около 30 человек). Постановка "Здорово" была построена в форме коротких интермедий с песнями, играми, “рекламой”, парафразами на темы больничной жизни, и представляла собой пародию на телевизионную передачу “Здоровье”. Кроме пациентов (спектакль посмотрели около тысячи больных), зрителями постановки были многочисленные гости больницы, ученые, врачи, журналисты. Следующим шагом стали выездные спектакли – в ряде психиатрических больниц С-Петербург и Ленинградской области [25].
Желание иметь постоянную труппу уже “опытных” актеров вступает в противоречие с тенденцией максимально скорой выписки больных из стационара. Это приводит к постоянной смене состава пациентов отделений и заставляет начинать работу “заново”.
Этот непродолжительный опыт свидетельствует о перспективности использования эстетически ориентированных методов работы в системе психосоциальной реабилитации психически больных [25].
Итак, мы видим, что в работе с психически больными людьми положительные результаты имеют творческие методы. Но здесь нужно оговориться: подобную работу должен выполнять опытный специалист по социальной работе, прошедший подготовку.
Далее обратимся к примерам социально-трудовой реабилитации как возвращении больному способности к участию в общественно полезном труде, самостоятельному жизнеобеспечению.
В Калужской областной психиатрической больнице № 1 в 1973 г. на базе лечебно-трудовых мастерских был открыт специальный цех турбинного завода, который стал не только центром трудовой и социальной реабилитации, но и местом производственного обучения больных в условиях промышленного предприятия. В цехе работали инвалиды I и II групп по психическому заболеванию, а также больные, которые не имели инвалидности, но не могли по своему состоянию работать в условиях обычного производства. Больные зачислялись в штат спеццеха и выполняли соответствующие производственные операции. Соблюдение условий труда, правильность использования труда больных, выполнение санитарно-гигиени-ческих мероприятий и наблюдение за психическим состоянием пациентов осуществлялись специалистами психиатрической больницы. Все это позволяло во многих случаях достичь повышения уровня социальной адаптации. Производственные задания подбирались для больных в строгом соответствии с задачами реабилитации. Администрация завода предоставляла больным одноразовое питание и оплату лечения, обеспечивала их различными по сложности видами труда от простых картонажных работ до сборки электросхем радиоаппаратуры. Поскольку цех располагался на территории больницы, возможность работать в нем больные получали еще будучи в стационаре. В свою очередь больные, занятые в цехе, при ухудшении состояния или временной нетрудоспособности могли быть переведены в больницу на режим дневного или полного стационирования. Трудоустроенные в цехе больные приравнивались в своих правах к рабочим завода (получали зарплату, надбавки за выполнение плана, имели весь комплекс социальных услуг, предоставляемых заводом). Более того, входя в состав профсоюзной организации, больные иногда активно привлекались к общественной работе, что способствовало восстановлению реальных социальных навыков и связей. При отсутствии необходимости в повседневном психиатрическом наблюдении больные могли переводиться на обычное производство [26].
Похожие публикации:
Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назв ...
Арттерапия
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это прои ...
Теория когнитивного диссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же п ...
Навигация