Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался Декарт – сомнение во всем, особенно в том, что более очевидно. Выбор метода для него основа, он говорит : лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Поэтому в 1637 Декарт издает свой труд "рассуждение о методе". Для души он избирает метод интроспекции или самонаблюдения, а для тела эксперимент. Это говорит о принципе Декарта, что тело и душа – разные субстанции.
Его философию называют дуалистической, то есть подразумевает равенство материального и идеального, но при этом, они могут существовать отдельно друг от друга. Декарт, сравнивая телесную и духовную субстанцию говорит о их противопоставлении друг другу. Это хорошо видно из его книги под названием "Сочинения в двух томах", где он пишет о "полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом". Эта разница заключается в том, что тело делимо, а душа нет. Деятельность души невозможно объяснить механическими принципами, считал Декарт. Именно душа – инструмент познания. Интересно, что Декарт под мышлением понимал не только мыслительные операции человека, но так же и чувства, ощущения, то есть все, что мы осознаем, поэтому, психику, философ сравнивает с сознанием, которое противопоставляется телу. Сознание включает в себя идеи. Декарт выделяет три вида идей:
· Порожденные самим человеком;
· Приобретенные;
· Врожденные;
Идеи, порожденные самим человеком возникают в результате его собственного опыта, это то, что человек приобретает в процессе жизни. Но эти идеи, по Декарту, дают знания о каких – то отдельных явлениях.
Приобретенные идеи, это те, которые человек получает из книг, опыта других людей. Это более совершенные идеи, поскольку основываются на опыте разных людей, разных знаний, а не на опыте одного человека.
Врожденные идеи Декарт считал наиболее точными. Они содержатся в разуме, это идеи, которые содержат в себе истину. Философ относил сюда такие виды идей как идtи Бога, Идеи "Я" и идеи числа. Причем это знания, которые доступны человеку сразу после рождения и для них не нужны остальные вышеперечисленные виды идей. Этот подход к познанию принято называть рационализмом. Таким образом, наибольший вклад в развитие рационализма, превращение его в философское направление, вложил Рене Декарт. После него рационалистическая теория познания развивалась в рамках других философов (Лейбниц, Спиноза)
Декарт делает вывод о независимом существования души и тела. Раз эти две субстанции абсолютно противоположны друг другу, значит, они и не нуждаются друг в друге. Более того, Декарт выделяет разные свойства души и тела. Для души, основным свойством являлось мышление, а для тела – протяжение. Тело человека, вся природа, небесные тела, растения и животные – это материальные вещи. Душа – это субстанция, которая состоит в одном мышлении. Для Декарта высшая форма мышления – рефлексия.
Рене Декарт как физик и физиолог своего времени сопоставляет тело человека с автоматикой. Он дает краткое описание о таких функциях нашего организма как пищеварения, кровообращение. Рассматривая влияние нервов на работу внутренних органов, Декарт пришел к выводу о "животных духах". Эти "Животные духи" по Декарту, обеспечивают движения нашего тела, они очень подвижны и малы по размеру. Духи находятся в мускулах и могут свободно переходить из одного мускула в другой. Получается, что когда дух выходит из мускулы он растягивается и ослабевает, а другой мускул, в который заходят эти духи начинает сокращается, в следствии этого происходит движения той или иной части тела. Таким образом, Декарт объясняет непроизвольные движения человека. Этими выводами Декарт описывает рефлекс, но сам термин не вводит.
Похожие публикации:
Психологическая классификация компьютерных игр
Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерн ...
Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов
Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социал ...
Архетип агрессивного лабиринта
Проявляется архетип агрессивного лабиринта в культуре и истории западной цивилизации мощно и часто. Впервые наличие архетипа агрессивного лабиринта в человеческой душе зафиксировали древние греки, создав миф о Тезее и Минотавре. Миф расск ...
Навигация