Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Страница 3

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. В качестве примера можно привести ситуацию с кадровым агентством. В это агентство устроился новый работник. Его потенциал пока никто не знает. Когда этот работник остается один на один с собой, то его работа мало эффективна. Он отвлекается на посторонние вещи, его одолевает усталость, становится просто лень заниматься работой, ведь все равно этого никто не видит. Но когда он находится в присутствии сотрудников, то он как никто другой хочет показать на что он способен и всеми силами пытается это доказать.

Часто руководители подвергаются эффекту физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Если работник приятен внешне, то ему фактически сразу приписывается положительная психологическая характеристика: он не нервничает, всегда настроен дружелюбно, готов помочь, к нему можно обратиться за любым советом.

Одни эффекты восприятия хорошо описывают человека, а другие менее. Тем не менее, не все зависит от них. Некоторые субъективные факторы, затрудняющие адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного «Я». К таким факторам относятся:

- неумение отделить главное от второстепенного.

- склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения.

- зависимость от стереотипных представлений и предубеждений.

- ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой.

- незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние).

- зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером.

В связи с этим Громовой О.Н., Латфуллиным Г.Р. даются рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, которые включают задачи [9; 87-90]:

- научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали.

- научиться слушать своего партнера.

- определить что является лучшим индикатором понимания: взгляд, жест, выражение лица, одежда, слова.

- фиксировать свои неточности в восприятии.

- развивать ориентацию на собеседника, проявлять сопереживание, заинтересованность в партнере как в личности.

Практическая работа над адекватностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных организационных группах и тем самым способствует улучшению взаимопонимания в управленческой деятельности. Знание всех эффектов восприятия, а также правильное их использование в тот или иной момент, позволит руководителю грамотно устанавливать деловое партнерство и избежать неприятных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Убедительность в речи говорящего
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов вступающих в контакты личностей. Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами, диалогов в системах: «учитель - обучаемый », «продавец- клиент », «родители- дети», « ...

Политический конфликт: сущность, виды и способы разрешения
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов[5]. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с дру ...

Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию в ...