«Восприятие человека человеком в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми». [2; 53]
Процессы межличностного восприятия являются необходимым условием любой совместной, в том числе и управленческой, деятельности. Существует довольно сложная нелинейная зависимость между точностью социальной перцепции и эффективностью групповой деятельности. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия, потому, что они включены в процесс взаимодействия, имеющий две стороны: оценивание друг друга и изменение характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.
Для повышения успешности прогноза межличностного восприятия можно принимать в расчет ряд эффектов, возникающих при восприятии людьми друг друга.
Эффект первого впечатления (установки) - играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Например, Алексей, который успешно прошел собеседование, принимается на работу в крупную компанию. Сотрудники очень сплоченные, присутствует благоприятный психологический климат коллектива, но все сотрудники «боятся» своего начальника, потому, что в управлении данной компанией он использует авторитарный стиль общения. Алексею было поручено проанализировать рентабельность предприятия и предоставить отчет о результатах через две недели. Коллеги заранее предупредили, что начальник ко всему относиться довольно критично и каким бы не был представленный отчет, хорошо или плохо составленный, с первого раза он его не примет. Таким образом, у Алексея заранее сформировывается представление о том, что его отчет будет сделан неправильно, тем самым накапливается неуверенность в правильности выполнения своей работы.
Эффект ореола (галоэффект). Его сущность заключается в том, что общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Например, человек, побывавший в заключении, испытывает многие трудности при трудоустройстве в какую – либо организацию, так как работодатель, зная о его положении, формирует неблагоприятное мнение об этом человеке тем самым переносит это мнение на неизвестные черты этого человека. Работодатель думает, что если человек отсидел в тюрьме, то он будет являться плохим работником. Этот образ, человека побывавшего в тюрьме, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.
Эффект первичности или первого впечатления состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже информации. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания. Например, Сергей устраивается на работу. Но перед этим он проходит собеседование. Еще до начала собеседования, т.е. в тот короткий промежуток времени, когда Сергей входит в комнату для собеседований, оценивается его манера здороваться и вести предварительную беседу. Сергей производит хорошее впечатление, показывает резюме, в котором также содержаться все его грамоты об участии в общественной жизни организации, положительные рекомендации с прежнего места работы. Конечно все эти критерии, говорят о Сергее как о квалифицированном специалисте, отлично выполняющим свою работу. Но все же это всего лишь первое впечатление, которое формирует у себя работодатель.
На основе первоначального восприятия формируется ход интервью. Если первое впечатление положительное, интервьюеры беседуют с кандидатом в благожелательном тоне и задают ему менее провокационные вопросы.
Исследованиями доказано, что походка соискателя на должность, его манера говорить, одеваться, выражение его лица оказывают сильное воздействие на оценку интервьюером его качеств. Особенно важна при этом внешность. Опрятные и симпатичные кандидаты имеют больше шансов получить работу, чем неряшливые и непривлекательные. [11; 272] Здесь срабатывает эффект привлекательности. Красивого человека всегда переоценивают по каким-либо другим параметрам. Ведь для людей играет роль тот стереотип, что все красивое – это хорошо. Но это не правильно. Ведь для грамотного руководителя важно не то, насколько красив его подчиненный, а насколько он грамотен и квалифицирован.
Похожие публикации:
Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным
сенсорным дефектом
Не так давно мы получили возможность познакомиться с содержанием курсов по привитию навыков повседневной жизни, основам научных знаний и жестовому языку для обучечения слепоглухих детей, которые разработаны в знаменитом Институте слепых П ...
Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные отличия между Эго-психологией и психоанализом
Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествл ...
Выводы
Подход Э. Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурный контекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепции рассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичнос ...
Навигация