Причины нарушения здоровья профессионала

Статьи по психологии » Причины нарушения здоровья профессионала

Страница 2

А.А. Ерошенко установлено, что при низком уровне педагогического мастерства (педагогической компетентности) ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый — неготовность к изменениям программы поведения в соответствии с новыми ситуационными требованиями) выступает в качестве фактора, затрудняющего адекватное принятие и преобразование сложных ситуаций общения, способствует закреплению жестких стереотипов в выборе педагогического воздействия. В то же время с возрастанием педагогического мастерства снижается степень выраженности установок относительно дистанции и доминирующей роли учителя в общении, нетерпимости к ошибкам и недостаткам в поведении детей, требования их беспрекословного послушания.

Высокий уровень внутренних конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Установлено, что с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.

Ведущие профессиогенные факторы риска:

- неадекватная социальная и материальная оценка труда, приводящая к снижению качества жизни, дефициту кадров;

- комплекс стрессогенных факторов (условия труда, жесткий временной режим работы, ненормированный и неритмичный рабочий день, физическое утомление в связи с длительным стоянием);

- многофункциональную профессиональную деятельность типа «человек-оператор», связанную с необходимостью одновременного выполнения определённого числа различных функций и действий, при неоптимальных для работы внешних условиях (необходимость методически, дидактически и лексически аргументированной подачи учебного материала в течение строго регламентированного временного интервала в больших по численности коллективах учащихся)

- необходимость работы с большим количеством профессионально значимой информации, тревога за уровень её усвоения и подачи, истощение компенсаторных механизмов, обеспечивающих активное внимание, профессиональную память, логическое мышление.

Наиболее часто встречающейся разновидностью эмоционального стресса общения является фрустрация – один из видов психических состояний выражающийся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решения задачи. Проявляется в гнетущем напряжении, беспокойстве, тревожности, чувстве безысходности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок. Избежать состояния фрустрации можно благодаря упорядоченному и организованному поведению, адекватному реагированию в сложных ситуациях, возможному предвидению выхода из ситуации.

Комплекс неполноценности является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие ошибок и неудач и существенно влияет на поведение человека. Он может быть также связан с представлением о недостаточности своего образования. Однако, существуют примеры, когда комплекс неполноценности мобилизует волю, стимулирует активность и делает человека упорным и целенаправленным.

Размышление над смыслом жизни и его осознание, наличие жизненных целей, самоактуализация должны постоянно сопровождать любую деятельность, в том числе и, конечно, профессиональную деятельность педагога.

Восстановление (реабилитация) здоровья учителя – это не просто лечение, но также управление механизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Условия возникновения молодежных субкультур
Субкультуры в большей или меньшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. ...

Классификация диагностического инструментария
Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностич ...

Понятие функции конфликта
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный ин ...