Причины нарушения здоровья профессионала

Статьи по психологии » Причины нарушения здоровья профессионала

Страница 1

Развитие, творчество и осознание смыла жизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцы чувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотят заниматься профессиональной деятельностью до самого последнего дня своей жизни.

Важным аспектом является вопрос духовности и бездуховности человека. Экономическая ориентация личности на «минусовую» духовность или на бездуховность вообще в корне подрывает целостную в своей основе природу человека. У людей, не имеющих духовных ориентиров, потерявших смысл жизни, риск смертности увеличивается в два раза. Поскольку смерть духовная влечёт за собой и смерть физическую. Поиск смысла жизни и его обретение – это системообразующая характеристика педагога на стадии творческой самореализации, а также характеристика развития личности учащихся, их движения к осмыслению жизнедеятельности, направляемого учителем, осознающим свою миссию.

Профессиональное развитие учителя является определенным гарантом сохранения им своего здоровья.

Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк. Профессор Б.С. Братусь предлагает определённые критерии нормального или деформированного становления личности. Под нормальным развитием он понимает такое развитие, которое ведёт к обретению родовой сущности. Критериями девиантного (отклоняющегося от нормы) развития автор считает отношение к человеку как средству, как к конечной заранее определённой вещи, эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви, причинно-обусловленный характер жизнедеятельности, неверие в свои возможности, отсутствие ответственности, отсутствие стремления к обретению общего смысла своей жизни.

Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц рассматривают два основных компонента профессиональной деформации личности в системе профессий «человек-человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, а от хронических стрессов нервной системы.

Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания (сгорания). Оно предполагает наступление эмоционального опустошения ещё до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни.

В формировании синдрома эмоционального выгорания значительную роль играют следующие факторы:

- социальный;

- личностный, к которому относятся такие особенности поведения личности, как авторитаризм (властность, непререкаемый авторитет), низкая степень эмпатии (способности к сопереживанию) в сочетании с фанатичной преданностью делу, агрессивность и апатия при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов;

- фактор среды, к которому относятся особенности профессиональных взаимоотношений.

Профессия учителя является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Если учитель распространяет ролевое поведение на все сферы жизни, то он неадекватно ведёт себя в определенных ситуациях и общение с ним затрудняется. Многих учителей отличает поучающая манера речи. Кроме характерной манеры речи с профессией учителя нередко связана и привычка к упрощённому подходу к проблемам. Это качество необходимо в школе, поскольку помогает доступно излагать сложные вещи, однако вне профессионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мышления.

При овладении человеком профессией неизбежно происходит изменение структуры его личности, когда, с одной стороны, наблюдаются усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешности в деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение уравновешивающих эти качества структур, не участвующих в процессе профессионального становления.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Эстетические чувства
Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя – искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Пере ...

Модели поведения мужчин
Модели поведения мужчин могут быть разделены на три основные группы: Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Это люди, способные только ...

Выводы
Подход Э. Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурный контекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепции рассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичнос ...