Указанный аспект Я
З.С.
Карпенко связывает с уровнем моносубъекта (идентификация с узким кругом психических явлений) и указывает на две возможных проекции: построения оскорбления-цели (желанного результата деятельности) и образа потенциального Я-субъекта самоактивности и самосоздания. Другими словами, кто не видит себя идеальным творцом ближайшей окружающей среды, тот не способен лелеять конструктив собственной Я-концепции из саморозвивающихся источников своего многогранного Я.
Трансцендентальное Я
презентует "деятельную причину" самодвижения Я, существует в условном пространстве (вне местонахождения) и времени (вневременное), удерживает мысль, является источником и основой самой себя; действие этой мысли - раскрыть перспективу быть, сохранять в себе виртуальную и вместе с тем осуществляемую возможность всеобъемлющего присутствия в мире, которая достижима только на степени целевого состояния Я.
Трансцендентный
- тот, что выходит за любые актуально заданные границы.
Анализируемое значение causa sui характеризует уровень полиса субъекта (идентификация со значительным количеством психофизических особенностей) или личности. Затем становится возможным самопорождение мысли и шире - порождение новых смыслов деятельности, технических идей, творческих замыслов и т.п При этом трансцендентальное (рефлексивное) Я - полноправный Автор творческой деятельности и самоосуществления.
Трансфинитное Я
характеризует "целевую (заключительную) причину" самозумовлення личности, которая предусматривает наличие переживания беспредельности своего существования в мире, а также его полноты и актуальности, бесконечности и святости, спонтанной свободы и неограниченной духовности. Одновременно, по мнению З.С. Карпенко, это переживание:
· Взаимопричастности человека к вечному (всегда-бытие),
· насквозь-пространственности (всюду-бытие),
· безграничного наслаждения, любви, истины.
Они словно охватывают собой мир, завершено свободные от бремени выбора и образовывают совершенное пространство и время, где обнаруживает себя неспокойный человеческий дух. Трансфинитное Я - венец саморазвертывания субъективности человека, когда переживание себя и мира в себе всеосяжно приобщает к вечности. Так замыкается круг причинности: трансфинитное Я вкотре становится исходным моментом имманентного Я, и начинает новый формообразовательный цикл causa sui. Четвертую грань исследовательница связывает с феноменологией цели-субъекта (идентификация с широким кругом вне личностных объектов) или индивидуальности.
В этой связи В. А. Петровський, прогнозируя будущее психологической науки, говорит о трансфинитной психологии, которая соединит синтез досвідної и поза досвідної форм познания-ведения мира, обеспечит взаємоопосередкування трансцендентального и эмпирического. Вместе с тем З. С. Карпенко указывает на существование абсолютного субъекта (Богочеловека, Универсума) - как начала и конца цепи причинности. На наш взгляд, обоснование абсолюта Я-духовного человека - целиком логический шаг для охарактеризования вне эмпирических, невидимых, но реальных явлений человеческого бытия. В предложенной нами теоретической модели этот абсолют является одной из четырех составляющих-носителей духовности, сложным формовыявлением Я-духовного.
Похожие публикации:
Адаптация первоклассника к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответс ...
Понятие эмоций, их функции
Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от т ...
"Мотивационная" концепция
Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями.
Положительные (доставляющие удовольствие) и о ...
Навигация