Проблема взаимосвязи когнитивных стилей

Статьи по психологии » Когнитивные стили » Проблема взаимосвязи когнитивных стилей

Страница 4

Тем не менее, в более поздней работе С. Райнера и Р. Райдинга ~и опять со ссылкой на вышеуказанную статью — в качестве частных проявлений базового когнитивного стиля «целостность —аналитичность» рассматриваются уже 14 стилей, в том числе:

• импульсивность/рефлективность;

• ригидный/гибкий познавательный контроль;

• аналитическая/тематическая категоризация;

• узкий/широкий диапазон эквивалентности;

• полезависимость/поленезависимость;

• заострение/сглаживание;

• когнитивная простота/сложность;

• конвергентность/дивергентность;

• глобальность/ последовательность;

• адаптивность/инновативность;

• логичность/интуитивность;

• алгоритмичность/конструктивность;

• конкретный/абстрактный подход к обучению;

• аналитический/методологический способ обработки информации.

Частными проявлениями базового когнитивного стиля «вербальность — образность» названы 3 стиля:

• конкретность/абстрактность концептуализации;

• толерантность к нереалистическому опыту;

• визуальная/вербальная стратегии переработки информации (Rayner, Riding, 1997).

ВЗГЛЯДЫ Р. Райдинга в последние годы стали очень популярны. Им был разработан метод оценки выраженности двух базовых стилей, а именно тест «Анализ когнитивных стилей», существующий в том числе и в компьютерном варианте (Cognitive Styles Analysis Test - CSA) (Riding, 1991).

Способы организации информации

Двухмерная матрица когнитивных стилей, по Ч. Носалу (Nosal, 1990)

1 — полезависимость/поленезависимость;

2 — перцептивная артикуляция;

3 — широта категории;

4 — узкий/широкий диапазон эквивалентности;

5 — когнитивная простота/сложность; конкретность/абстрактность;

6 — толерантность к нереалистическому опыту;

7 — заострение/сглаживание;

8 — фокусирующий/сканирующий контроль;

9 — импульсивность/рефлективность;

10 — ригидный/гибкий контроль;

11 — внешний/внутреннийлокус контроля;

12 — медленное/быстрое течение времени

Теоретическое значение данной классификации, по мнениюЧ. Носала, заключается в возможности соотнесения феноменологии когнитивных стилей, во-первых, с теориями переработки информации и, во-вторых, с теориями способностей (теориями психометрического интеллекта). Прагматический ее смысл заключается в констатации «пробелов» в виде пропущенных узлов матрицы, что позволяет предположить существование еще не описанных в научной литературе когнитивных стилей.

Безусловно, многомерные классификации когнитивных стилей являются существенным продвижением в понимании природы связей между отдельными стилевыми параметрами. В них, ,во-первых, констатируется нелинейный характер соотношения стилей с учетом разноуровневой, иерархической формы их организации и, во-вторых, предпринимается попытка описать механизмы стилевого поведения.

Однако обоснованность многомерных классификаций когнитивных стилей остается под вопросом по причине, указанной выше: на уровне эмпирических исследований ни доказать, ни опровергнуть эти классификации не представляется возможным. В силу противоречивого характера выявляемых корреляционных связей.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за ...

Познавательные процессы и их характеристика
Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [13] Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (пол ...

Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка феномена ...