По моему мнению, в философии Декарта существуют противоречия самому себе. С одной стороны, он говорит о несовместимости двух субстанции – души и тела, и это ясно выражено из его слов: "душа всецело и поистине разделена с моим телом и может быть и существовать без него", но, с другой стороны, Декарт говорит что, душа в действительности связана с телом. Об этой связи говорит самонаблюдение, опыт. Физиологические потребности, восприятия цвета, вкуса, запаха, тепла – это продукт совокупности души и тела, которые Декарт назвал страстями.
Страсти могут быть первичными и вторичными. Первичные – это симбиоз тела и души. Их главная задача – оповещать душе, что полезно, а что нет. Это такие страсти как удивление, печаль, радость, ненависть, любовь, желание. Все прочие страсти – это виды первичных, ведь именно первичные страсти могут приобщить нас к истинным благам. Благодаря страстями происходит единение тела и души, наслаждение жизнью. Однако, Декарт говорит что страсти нужно воспитывать, потому что они не всегда могут принести пользу человеку. По средствам этих страстей, Декарт указывает, что и тело может влиять на душу, когда пробуждает в ней страсти в виде чувств, эмоций.
Важно отметить, что душа по Декарту связана лишь с человеческим телом, ведь животные души не имеют. То, как животные демонстрируют своё поведение, Декарт называл автоматизмом природы и не признавал мнения, что животные могут думать. Этот вывод позволил Декарту как физиологу, хирургическими методами изучать живых животных. Даже когда животные начинали вопить, скулить от боли, Декарт был убежден, что это все, механизм природы, по которому животные и живут. Философ писал: "…Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие только из колес и пружин, точнее показывают и измеряют время, чем мы со всем нашим разумом". Этими словами Декарт еще раз доказывает об отсутствии психики у животных.
У человека же, считал Декарт, душа связана со всем телом, главным образом в железе, которая находится в середине мозга, называя ее "седалище души". Это шишковидная железа, находящаяся в промежуточном мозге. Душа может улавливать движения живых духов, которые в свою очередь могут её приводить в различное движение. Между тем, душа сама может вызвать движения, под действием впечатлений. Декарт считал, что существует зависимость нашего тела от движений железы, в которой находится душа. Декарт говорил, что более его удивляет существование ее у животных.
Душа действует на "духи", окружающие её, которые в свою очередь, направляются в мускулы. Благодаря этому, железа, в которой находится душа, обеспечивает движения нашему телу. Душа способна мыслить, утверждал Декарт, и поэтому именно человеческая душа способна дать поступающую информацию о внешнем мире.
Я считаю, что вклад Рене Декарта в развитие психологии и философии велик. Декарт очень разносторонняя личность, и, поэтому вкладывая в философию новые знания, он опирается на знания физики, физиологии, математики, где так же преуспел как ученый. Декарт развил в философии рационализм, а его метод называют рационалистическим. Декарт первый кто развеял устоявшееся утверждение о том, что только душа может влиять на тело, но само влияние тело на душу незначительно. Эту идею можно назвать революционной. Декарт разграничивает две субстанции души и тела, но, отмечает, что они могут влиять друг на друга. Тело влияет на душу с помощью страстей, а душа, которая находится в мозге действует с помощью "духов". Только в человеке эти две субстанции могут соединятся и именно этот симбиоз делает человека человеком. Эти идеи сломали стереотип о полной власти души над телом, даже те функции, которые раньше относили к душе, стали приписываться телу. Так, к примеру, если вспомнить Средние века, то функции души это и мышление, и восприятие, здравый смысл и прочее, но Декарт утвердил только одну способность души – это мышление. Ведь мышление по Декарту это духовный акт. Декарт вводит методы в философии для души – самонаблюдение, для тела – эксперимент, тем самым положил начало объективным методам.
Похожие публикации:
Типологии молодежных субкультур
М. Брейк также предполагает разделить изучение молодежи на четыре главные области: респектабельная молодежь, делинквентная молодежь, культурные бунтари политически активная молодежь.
1. Респектабельная молодежь. Принадлежит к среднему кл ...
Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое поняти ...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
младшего школьного возраста
Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего подсознания. В указанных двух свойствах ...
Навигация