Структура Я–концепции

Имея возможность убедиться, во многих психологических теориях Я–концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует не ее универсального определения, не единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлагается схема (см. приложение), которая, с одной стороны, отражает структуру Я–концепции, а с другой стороны показывает терминологию.

Лучше всего представить Я–концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я–концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это – «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Однако не следует забывать об условности такого различия, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я–концепцию можно рассмотреть как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь разные ракурсы или модальности. Существует, по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Большинство авторов при изучении Я–концепции учитывают эти модальные различия.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «я» (иногда его называют «понятие я» или «Я–концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?» На этот вопрос трудно ответить объективно, потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации, видит, точнее, конструирует себя по-разному. Образ «я» – не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведения.

Феноменалистический подход в понимании Я–концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

- этот ракурс по своей природе субъективен;

- восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я–концепция;

- Я–концепция – это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождения;

- соответственно Я–концепция регулирует поведение;

- Я–концепция обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения;

- расхождения между опытом индивида и его Я–концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

Похожие публикации:

Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...

Мотивация деятельности
Одной из важнейших составляющих направленности личности является мотивация. Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, детерминирующих поведение; и как характеристика про ...

Клиент-центрированное мышление
Линию такого развития можно наглядно проследить на материале исторических тенденций развити маркетинга на протяжении последних десятилетий. От сбытовой - к клиент-центрированной ориентации в маркетинге. Крупнейший современный специалист ...