Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я. Основные положения теории Роджерса (1951, 1959) выглядит следующим образом:
1. Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.
2. Я–концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.
3. Я–концепция – это система самовосприятий. Именно Я–концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения.
4. Я–концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я–концепцией предопределяется восприятия значений, приписываемых этому окружению.
5. Вместе с Я–концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной.
6. В соответствии с взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.
7. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.
8. Человеческий организм представляет собой единое целое.
9. Развитие Я–концепции – это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я–концепция собой определенную систему.
10. Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным, и Я начинает больше гармонировать с идеалом.
11. Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я–концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я–концепцией. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я–концепции.
Итак, в целом феноменалистической подход предстает, как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственно опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения.
Похожие публикации:
Содержание бессознательного
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практическ ...
Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) ...
Причины страха взрослых людей
Страх произрастает из нерешительности. Нерешительность кристаллизуется в сомнение, они смешиваются — получается страх. Иногда этот процесс идет медленно. Он зарождается и развивается, когда вы не подозреваете о его существовании,
Цель да ...
Навигация