Многолетнее исследование разных по профессиональной занятости и по степени социально-психологической адаптированности лиц (более 8000) разного пола и возраста показало, что наиболее эффективной, всесторонне охватывающей многогранность личности оказалась батарея тестов, включающая в себя следующие методики: 1. Индивидуально-типологический опросник ИТО, выявляющий ведущие тенденции в норме и при акцентуации личностных черт.
2. Метод диагностики межличностных отношений ДМО, модифицированный тест Лири, позволяющий выявить субъективную оценку актуального и идеального "Я" человека, и его отношение к окружению.
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММРI), направленный на изучение внутренней картины "Я", с готовыми профессиональными рекомендациями.
4. Глубинный проективный тест - Метод портретных выборов (модифицированный тест восьми влечений Сонди), выявляющий мотивационно-влеченческие аспекты личности.
5. Метод цветовых выборов МЦВ, адаптированный тест Люшера, направленный на изучение бессознательных аспектов личности.
6. Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), определяющий степень выраженности и направленность агрессии, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.
7. Рисованный апперцептивный тест РАТ, раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.
8. Мотивационный тест Хекхаузена, оценивающий пропорциональное соотношение мотивации достижения успеха и избегания неудачи.В ряде случаев требуется применение интеллектуальных тестов:
9. Шкала измерения интеллекта Векслера, позволяющая оценить разные аспекты познавательной деятельности и уровень интеллекта.
10. Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления.
11. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.
Применение рекомендуемого набора проверенных и информативных психодиагностических тестов показывает, что норма не является нулевой характеристикой отсчета, безликой усредненностью, а представлена широким коридором индивидуально-личностного многообразия, требующего дифференцированного подхода. Опыт показал, что предлагаемая батарея психодиагностических тестов позволяет выделить четкие критерии пригодности к разным видам профессиональной и управленческой деятельности, выявляет степень социально-психологической адаптированности и устойчивости к стрессу, дает возможность оценить уровень агрессивности, склонность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем и многие другие свойства личности, требующие психологической коррекции или социально-превентивных мер. Сравнительный анализ данных включенных в тестовую батарею методик наглядно показывает, как феноменологически близкие показатели, отражающие соотношения ведущих тенденций, уравновешивают друг друга, когда мы имеем дело с гармоничной личностью, а также как выявляются заостренные черты у акцентуированных и психопатических личностей и у лиц, находящихся в состоянии выраженной эмоциональной напряженности или патологического развития. Исследование позволяет провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями и другими, более устойчивыми формами пограничных психических нарушений. Рассогласованность показателей результатов исследований, апеллирующих к разным уровням личностной организации, информируют психолога о личностной дисгармонии, о плохом самопонимании, о внутренних противоречиях эмоционально незрелой личности с низким уровнем самосознания.
Разработанная модель психодиагностического исследования получила широкое применение в Центрах занятости населения в целях профориентации; она применяется удобный инструмент для кадрового отбора в охранных организациях, с ее помощью успешно реализуется индивидуализация процесса обучения в школах.
Своевременно проведённое психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической и педагогической коррекции поведения "трудных" подростков. Практические психологи используют приведенный выше психодиагностический инструмент при выявлении криминальных наклонностей, в наркологических центрах, в службе предупреждения суицидов, в масштабних исследованиях зон социальной напряженности, при изучении посттравматических состояний.
Опыт показывает, что описанная выше психодиагностическая модель исследования личности, опирающаяся на теорию ведущих тенденций и типологию индивидуально-личностных свойств, способствует сближению разных психологических школ, позволяя найти общие точки соприкосновения и взаимопонимания у психологов при использовании психологических тестов в разных сферах их применения.» [ 41].
Похожие публикации:
Теория А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев (1903—1979) своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.
Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены х ...
Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.
К наиболее упо ...
Условия возникновения стресса
При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом - происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последс ...
Навигация