Эстетические чувства

Страница 2

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк – от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Особенности развития психологии в средние века
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т.е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, ...

Использование дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания ...

Биография Э. Берн
Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде. ...