В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция приобретает стандарты, которые связаны с конкретными образовательными достижениями. Поэтому школьников с высоким уровнем учебной успеваемости, которых хвалят и к которым прекрасно относятся учителя и родители, подкрепляют свою самооценку и Я-образ позитивом. А вот дети с низким уровнем самооценки большей частью не могут положительно обогащать представления о себе, а потому в них развивается отрицательная Я-концепция.
Известно, что система традиционного образования препятствует достижению идентичности, которая связана в школе почти исключительно с успеваемостью. Эффективную оценку со стороны старших имеют только те дети, которые хорошо учатся. Основным принципом, с помощью которого определяют способности детей, является выявление интеллекта. Наставники существенно не стремятся, чтобы ученики демонстрировали другие свои приобретенные способности. Большинство школьников, которые не имеют высокого IQ, ощущают, что они ни к чему не способные, и поэтому неудача или некомпетентность преследует их. При этих обстоятельствах у них развивается заниженная самооценка.
Авторитарный, монологический стиль традиционных взаимоотношений между учителем и учеником, который направлен главным образом на контроль знаний и поддержку лишь детей с высоким уровнем IQ, не развивает в них творчества относительно выполнения определенной деятельности, не поддерживает критичности суждений и т.п. А у детей со средним или низким интеллектом – однозначно формирует отрицательные Я-образ, самооценка, эмоционально-волевая сфера. Учеников с высоким IQ на класс в среднем приходится 4-5 человек, итак у подавляющего большинства воспитанников утверждается отрицательная Я-концепция. Поэтому традиционная система образования в школе постепенно аннулирует у детей почти все те положительные черты, которые они имели в дошкольном возрасте.
У детей, которые не успевают в обучении, развиваются чувство неадекватности, вины, заниженной самооценки, плохого отношения к другим и представлению о том, что другие также отрицательно думают о них. У таких детей возникает замкнутость из-за того, что учителя в процессе учебного взаимодействия реагируют большей частью лишь на недостатки детей, их ошибки или недоработки. Другие социальные аспекты жизни учеников не берутся во внимание. В результате школьник переносит свою учебную неуспеваемость на собственное представление о себе, как о неуспешной или бездарной личности.
Если на протяжении определенного времени школьник получает положительные оценки, которые отображают правильность выполнения им соответствующих учебных задач, то у него развивается ощущение собственной общей успеваемости в образовательной сфере. И, наоборот, когда преобладают отрицательные оценки, то у школьника формируется ощущение собственной общей неадекватности или неспособности к обучению. Если ученик во взаимодействии с наставником будет чувствовать себя бездарным, то не только он будет неуверен в себе, а и другие начнут относиться к нему как к неудачнику. В связи с этим учителя призваны заинтересовать детей, даже с заниженными способностями к обучению или к изучению определенных дисциплин, переубедить школьника в том, что он талантливый и способен выполнять какую-либо деятельность. Поэтому хороший учитель стремиться всегда давать одинаковые возможности всем детям самореализовываться и самовыражаться.
Похожие публикации:
Убеждающее условие в процессе делового общения
Для достижения наилучшего результата следует создать для убеждаемого условия, при которых он мог бы признать правоту убеждающего, сохранив свое «лицо». Поскольку большинство возражений являются по существу вопросами, то вполне естественно ...
Основные противоречия в теории Декарта
Рене Декарт (1596-1650) попытался дать философско-теоретическое решение тех проблем, которые постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний, как мы видели в предыдущей главе, не в состоянии был разрешить, то и дело впадая в проти ...
Кинесические особенности невербального общения
Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятс ...
Навигация