Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед нами в данный момент задач. Мы будем говорить о развитии памяти и рациональных приемах запоминания и припоминания.
Еще раз повторим, что память — способность сохранять и воспроизводить в сознании в нужный момент ранее заложенную информацию. Она является базой всех наших знаний. Память поэтапно складывается из трех процессов: восприятия, запоминания и припоминания.
Восприятие — это непосредственное чувственное отражение действительности, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Качество восприятия зависит от внимания. Вниманием обусловлен и объем воспринимаемой информации и характер восприятия.
Нас в данном случае интересует прежде всего восприятие графической и текстовой информации. Успех здесь зависит от многих причин и обстоятельств (внимание, обстановка, освещение, шрифт и др.).
Но
есть три главных принципа восприятия, от которых зависит успех запоминания:
= всестороннее использование органов чувств;
= выраженный интерес к данной информации;
= разделение существенного и несущественного.
Информация запоминается лучше, если читатель не только видит, но и образно представляет ее, с эмоциональным подъемом прочитывает текст, когда создается определенный положительный эмоциональный настрой. Нужно убедить себя в том, что данная информация необходима и ее обязательно следует запомнить. Нужно довести себя до такого состояния, чтобы формулу: «Ты должен!» заменить формулой: «Я хочу!».
Наконец, нужно научиться различать в тексте главную информацию и видеть второстепенную. Кстати, для оптимизации процесса запоминания и во внешней обстановке должны быть созданы оптимальные условия для умственной работы.
Запоминание — откладывание и закрепление информации в памяти. Не все, что воспринимают органы чувств, осознается человеком. Большая часть атакующей нас ежедневно и повсеместно информации тут же исчезает, забывается. Она не фиксируется, не обрабатывается и не запоминается.
Полученная при чтении информация закрепляется в памяти различными приемами. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.
1. Многократное повторение. При чтении это механическое перечитывание текста с целью полного или частичного заучивания его наизусть. В школе это, к сожалению, самый распространенный метод, Недаром бытует термин: «Выучи!». Этот, на первый взгляд, самый легкий метод запоминания является и самым нерациональным и неэффективным. Мы не отрицаем повторение как метод запоминания, но оно должно быть осмысленным, и каждый раз надо менять формы повторения.
Хороший результат дает целенаправленное четырехразовое «чтение» трудного текста по формуле ОВОД. Она получила свое название по начальным буквам:
О — основные мысли; текст читается с целью уяснения основных мыслей в их взаимосвязи, при этом рекомендуется подчеркивать или выписывать основные мысли;
В — внимательное чтение; вторичное чтение с целью сосредоточения внимания на деталях, подробностях и установления их связи с основными мыслями;
О — обзор; это просмотр текста в обратном порядке с целью уточнения смысловых связей, своего рода «обозрение» прочитанного;
Д — доводка; окончательная смысловая обработка информации, выделение и повторение в уме главных мыслей; пересказ содержания; суждения по тексту; оценка высказанных мыслей; краткая запись основных выводов, не заглядывая в текст.
2. Большое значение при запоминании имеет эмоциональное возбуждение (повышенный интерес, радость познания и др.). Особенно это замечается при чтении художественной литературы. В научном или публицистическом тексте такая функция выполняется строгой логичностью и стилем изложения, новизной мысли, иллюстрациями, графическими изображениями и др.
3. Логическая обработка информации. Мыслительная активность читателя - один из важнейших факторов закрепления и запоминания на длительное время полученной информация. Наиболее эффективные приемы смысловой обработки информации следующие:
Похожие публикации:
Риск в психологи и экстремальные виды спорта
Понятием «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить оче ...
Основные
виды депрессий
Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенност ...
Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников
С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и меха ...
Навигация