Мотив как психологическая категория

Страница 1

Мотив, по мнению Л.Д.Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [33. с.27]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1.совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2.процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнём: если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний - истоки, первопричина конфликтов, то «тяжёлый характер», «плохое самочувствие», настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения их предполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как конфликт возникнет и насколько он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать своё нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чём- либо. Потребности можно разделить по происхождению и предмету [26. с.32].

Выделяют классификацию потребностей:

1) первичные, витальные (врождённые, биологические) потребности в пище, воде, сне, отдыхе, сексуальные потребности, потребность в самозащите, родительские.

Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит своё выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приёмы, т.е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретённые потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные. К духовным относят потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

- с возникновением потребности в чем-то, сопровождаемый эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;

- осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается возможность достичь желаемого с помощью каких действий, каким образом;

- реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть не осознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающий неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения; их побудительная сила велика, особенно убеждений – они способны управлять поведением и жизнью человека, даже превышать инстинкты самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть) [33, с.375].

Психологи отмечают важное место в психологическом анализе деятельности мотиву. Немотивированной деятельности не может быть [26, с.33]. Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценнос ...

Понятие «имидж», его содержание
Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении ...

Архетип агрессивного лабиринта
Проявляется архетип агрессивного лабиринта в культуре и истории западной цивилизации мощно и часто. Впервые наличие архетипа агрессивного лабиринта в человеческой душе зафиксировали древние греки, создав миф о Тезее и Минотавре. Миф расск ...