Частое пребывание в напряжённых, а иногда и опасных для жизни ситуациях требует от военнослужащих войск ПВО умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, чтоспособствуетэффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди военнослужащих.
Неумение военнослужащего регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала [3; 46].
В этой связи необходимо формирование устойчивой мотивации военнослужащих войск ПВО к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.
При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения, сдерживая при этом свои эмоции. Эмоции только мешают профессиональной деятельности военнослужащего, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым.
Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи [44; 51].
Овладение военнослужащими войск ПВО приемами и методами психологической саморегуляции является сегодня актуальной задачей. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те военнослужащие, у кого крепче нервы, кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях военной службыпсихологическую устойчивость.
Поэтому так необходимо;
- наличие у военнослужащих войск ПВО высокой потребности в поиске новых возможностей противодействию негативным факторам;
- творческое отношение к себе и окружающей действительности;
готовность к освоению приемов психологических техник для регуляции психоэмоциональных состояний [3; 46].
Всё это позволит преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать устойчивость личности военнослужащих.
Важное значение для формирования готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях имеет профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков.
Целесообразность практических занятий, тренингов оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них.
Таким образом, противовоздушная оборона нашего государства должна быть непреодолимой для любых средств агрессора. Ничто — ни применение врагом термоядерного оружия и других средств массового поражения, ни создание им сильного радио- и радиолокационного противодействия — не должно помешать войскам в случае необходимости успешно выполнить свой долг по разгрому воздушного противника. Поэтому так важно формировать у военнослужащих войск ПВО психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, совершенствовать методы формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.
Похожие публикации:
Распространенность трудностей общения в разных возрастах
В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте. ...
Классический бихевиоризм Д. Уотсона
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей нап ...
Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако ...
Навигация