Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».
Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.
Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.
Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.
из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значительной частью души, в которой заключена идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции ( в христианской трактовке-исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.
С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. психология стала развиваться как наука о сознании. Р Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом. Это противоречивое дуалистической учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической модели. Декарт заложил основы детерменисткой (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в 2сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю-значит, я существую» стала основой постулата. Утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, -это его собственное сознание. Существование такового-главный и безусловный факт; основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
Декарт предложил идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения или «внутреннего зрения», поскольку душа всегда мыслит и всегда знает о своих «психических содержаниях, зримых изнутри» В дальнейшем этот метод стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических «объектов»-образов, умственных действий, волевых актов и других переживаний), а декартову концепцию сознания-интроспективной.
С опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. На различных участках экспериментальной работы. К 60-м гг. 19 века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология».
Похожие публикации:
Развитие и становление социальной
идентичности в подростковом возрасте
Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления социальной идентичности, которая определяе ...
Динамика человеческого поведения
Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личност ...
Американская программа обучения основам научных знаний для детей со
сложными сенсорными нарушениями
Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для спе ...
Навигация