Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека

Статьи по психологии » Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека

Проблема психологического портрета личности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемам психологии. Являясь одним из важнейших средств выражения, речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремится найти ее устойчивые характеристики. При этом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательные характеристики.

Проблема общения, познания людьми друг друга занимает особое место в системе подготовки профессиональных психологов, практических работников. Общение является особым видом психологической деятельности, одной из целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведения личности и её внутреннего мира. Психологии познания людьми друг друга отводится центральное место в системе проблем общей и социальной психологии.

Среди широкого круга вопросов, относящихся к проблеме психологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особый интерес представляют тематики, связанные с исследованием невербального поведения личности, его восприятия, опознания, интерпретации. Помимо общепсихологического интереса, подобные исследования имеют важные прикладные, практические применения, прежде всего в системе автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, при формировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценической деятельности.

Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальной коммуникации человека.

Разработанность.

В отечественной психологии изучению невербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (Ильин Е.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х., Носенко Э.Л.) Также проблемой невербального поведения занимались зарубежные психологи собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П.Экман, У.Фризен, А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относят интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Изучению отражения эмоционального состояния в интонации были посвящены работы Витта, Галунова, Манерова, Попова; в интенсивности и частоте основного тона голоса – Носенко; в темпе артикулирования и паузации – Витт, Носенко.

Н.П.Фетискин выявил признаки неэкспрессивной монотонной речи. К ней относится безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи.

Исследователи У.Хеллс, Л.Е.Аболин, А.Е.Ольшанникова занимались изучением экспрессивных каналов эмоций.

П.Экман, У.Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации. Ими были проранжированы части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека.

Сегодня психологическая наука отмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешности опознания невербального поведения, что требует как теоретически, так и экспериментальных прикладных исследований. В настоящее время идея о некоторой автономии невербального поведения находит подтверждение в работах современных психологов, в которых они наделяются, кроме функций дополнения и замещения речевого высказывания такими функциями, как регуляция межличностных отношений, репрезентация эмоциональных состояний и т.д.

Д. Фаст, Э.Холл. Язык тела. Как понять иностранца без слов. В этой книге представлены две интересные работы американских ученых Джулиуса Фаста и Эдуарда Холла.

Дж. Фаст в своей книге «Язык тела» собрал и обобщил данные исследования науки кинесика, которая изучает поведенческие проявления бессовестного общения между людьми. Автор установил связь между специальными жестами, позами, телодвижениями одного человека и содержанием той информации, которую он передает в вопросах, ответах, и заявлениях. Содержание книги может оказаться особенно полезным деловым людям, пытающихся догадаться в ходе переговоров, чего добивается и чего опасаются их партнеры, что они могут сделать, а что превыше их сил и возможностей.

Из книги Э. Холла «Как понять иностранца без слов» читатель узнает много полезного о манере поведения, нравах и обычаях людей разных национальностей и культур.

Рюкле Холст. «Ваше тайное оружие в общение». Автор книги предлагает систематизированные знания о связи душевной жизни человека с движениями его тела, т.к. имеет многолетний опыт обучения языку телодвижений. Книга поможет научится наблюдать реакции партнеров, узнать способы своевременного и успешного реагирования в ситуациях делового и личного общения. Основой для приведенных в данной работе примеров послужил материал, собранный за 10 лет организации автором семинаров и анализа разговорных ситуаций. Книга является пособием по практической психологии не только для специалистов в области имиджа, рекламы, теле- и кинооператоров, но и для всех тех, кому приходится часто и по долгу контактировать с людьми.

Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». Учебник по психолингвистики, написанный основателем этой междисциплинарной области знаний у нас в стране. В учебнике представлена история и основные понятия и методы современной психолингвистики, а также актуальные проблемы и тенденции развития. Автор книги стоял у истоков психолингвистики в России. В книге отразилась гигантская теоретическая, экспериментальная и конкретно-прикладная работа, проделанная коллегами, учениками и сотрудниками автора.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии невербального поведения. С позиций социально-перцептивного подхода выделяют основные характеристики структур невербального поведения: кинесической, ольфакторной и их функции в общении. Определены факторы, влияющие на успешность его опознания. В пособии рассматриваются методы диагностики особенностей опознания психических явлений на основе невербального поведения, приведены схемы его анализа, выделены подходы исследования.

Изард К. Эмоции человека. Монографии американский ученый, один из крупнейших специалистов-психологов исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека как неотделимую часть его сознания. Подробно рассматриваются важнейшие теории и эмпирические учения, касающиеся эмоций человека.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющие: эмоционального тона эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии.

Похожие публикации:

Методы истории психологии
Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки – ни наблюдением, н ...

Личностный подход в психотерапии
Это понятие отражает важнейший методологический принцип медицины и медицинской психологии, традиционно подчеркиваемый в отечественной литературе. Личностный подход — это подход к больному человеку как к целостной личности с учетом ее мног ...

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста
Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на ...