Любое психологическое исследование подразумевает действия по психологическому измерению. Психологическое измерение – это метод, который имеет определенные задачи, не совпадающие с другими методами. Измерение – это приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами. Эти правила устанавливают соответствие между некоторыми свойствами чисел и свойствами объектов.
Как справедливо заметил Э.Торндайк, "то, что существует, существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено". В психологии измерение служит для изучения, определения индивидуальных особенностей поведения субъекта и отражения, а также для изучения адекватности отражения и индивидуального опыта (психофизика).
Измерение может проводиться в эксперименте как установление состояний объекта исследования и динамики. Когда измеряют особенности поведения через промежутки времени, то время понимается как единственная переменная, воздействующая на объект.
В зависимости от характера сопоставления или соответствия выделяют разные уровни измерения: номинальный, ординальный, интервальный, отношений и абсолютный.
В учебнике по психологии под редакцией Е.Н. Рогова выделены номинальное, ординальное, интервальное измерение и измерение отношений.[8].
Номинальное измерение представляет обозначение числом определенной общности объектов, имеющих общий признак. Часто в этом случае выполняет роль имени. После именования объектов можно подсчитать их количество в каждом классе и значения коэффициента ассоциации, который характеризует степень сходства классов. Допускается замена одного числа-наименования другим при соблюдении условия – различные группы объектов должны иметь разные имена.
Ординальное измерение состоит в упорядочении объектов в соответствии с нарастанием или убыванием значения общего для всех объектов признака (ранжирование). Такое измерение позволяет определить объект, занимающий среднее положение в ряду объектов (медиана), подсчитать число объектов с меньшим или большим значением признаков (процентиль). При этом измерении допустима замена чисел, описывающих значения измеряемого признака, любыми другими числами, не изменяющими ранговый порядок объектов.
При интервальном измерении различия между объектами оцениваются определенным интервалом (эталоном). В случае значений, полученных при таком измерении, допустимы вычисления средне арифметических значений, стандартных отклонений и коэффициентов корреляций (а также вышеперечисленные операции для значений номинальных и ординальных измерений).
Измерение отношений допускает сравнение отношений двух величин, т. к. подразумевает наличие абсолютного нуля (т. е. полного отсутствия значения какого-либо признака). [8].
Кроме перечисленных уровней Ф.Лорд и М.Новик выделяют уровень абсолютного измерения, предполагающий наличие не только абсолютного нуля, но и фиксированной единицы измерения. Данный уровень измерения не допускает никаких преобразований шкалы.
Процедура приписывания чисел объектам создает шкалу. Это возможно потому, что существует соответствие формальных систем и таких систем действий, которые выполняются с реальными объектами. В данном случае числовая система выступает как модель для всего множество измеряемых объектов.
Поэтому собственно измерение – это шкалирование поведенческих и психических характеристик испытуемого. Понятие измерительной шкалы введено в 1950 г. С.Стивенсоном. Шкала – это инструмент для измерения. Измерение – это установление соответствия объектов и символов (чисел).
Перечисленным уровням измерения соответствуют различные типы шкал измерений. По предложению американского психолога С. С. Стивенса в математической прикладной статистике выделяют четыре типа возможных шкал измерений:
Похожие публикации:
Адаптация первоклассника к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответс ...
Возрастная периодизация Эльконина Д.Б
Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития ...
Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни
Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к т ...
Навигация