Методы истории психологии

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки – ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками.

Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин – науковедения, истории, социологии. Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры. Так, в истории психологии используются историко-генетический метод

, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод

, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод

, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

В последние десятилетия все большее применение находят методы категориального анализа

, введенные известным историком науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в рамках исторической психологии науки М.Г. Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей.

Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

1-ая группа: Методы планирования иторико-психологического исследования – организационные методы:

1. Структурно-аналитический метод

2. Сравнительно-сопоставительный метод

3. Генетический метод

2-ая группа: Методы сбора и интерпретации фактологического материала:

1. Категориально-понятийный анализ

2. Анализ продуктов деятельности

3-я группа:

1. Методы исторической реконструкции

2. Проблемалогический анализ

4-ая группа:

1. Метод библиотричного анализа

2. Тематический анализ

Отдельно:

1. Метод источниковедческого анализа

2. Биографический метод

3. Метод интервью

Похожие публикации:

Психология в реальном маркетинге
Симпатичных людей, например, обычно считают более умными, успешными и популярными. Это эффект ореола в психологии. Эффект ореола работает и в маркетинге. Что стоит за феноменальным успехом Apple Computer? iPod. В 2005 финансовом году прод ...

Представление Т. Гоббса о способностях
Представление воображения - это ослабленные ощущения. Память - тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание - это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь пред ...

Обработка результатов психологического исследования
Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измере ...