Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами разного характера.
Тревога несет в себе адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения её последствий.
В психологии большое количество определений этого понятия. Но все же многие психологи сходятся на том, что его необходимо рассматривать дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Самая распространенная классификация тревожности выделена Ч. Спилбергером:
- ситуативная тревожность;
- личностная тревожность.
Прихожан выделяет три формы тревожности:
- открытая
- скрытая
- замаскированная
С точки зрения экзистенциального подхода Ролло Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в ничто».
Он выделял два вида тревоги нормальную и невротическую.
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные.
Тревожность оказывает также влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности. Высокая тревожность порождает конфликты.
Источником возникновения тревожности могут быть: отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях, социальное окружение, неадекватное восприятие субъектом самого себя, внутренний конфликт и т.д.
Также источником тревожности могут быть психофизиологические причины.
Карен Хорни выделила четыре способа избегания тревоги.
Существуют методы борьбы с тревожностью, разнообразные коррекционные программы для детей, но для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.
Похожие публикации:
Развитие и становление социальной
идентичности в подростковом возрасте
Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления социальной идентичности, которая определяе ...
Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.
Он надеялся, основываясь на теории оперант ...
Психологическая характеристика понятия «технологии»
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное зна ...
Навигация