Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. Сегодня невозможно обойти вниманием весь накопленный опыт формирования ценностных ориентации, вскрывающий ценностный спектр человеческого бытия. Для того, чтобы разобраться в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации» необходимо рассмотреть более подробно сущность родового понятия «ценность» [15, с. 45].
Многие философы делали попытки анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К. Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, древневерхненемецком, английском, французском и многих других языках, К. Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительскую стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека . Это есть общественное бытие вещи» [49, с. 45].
Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нём были соединены три значения: характеристика внешних свойств предметов, выступающих как объект ценностного отношения, психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость [49, с. 48].
Многие мыслители прошлого, исследуя взаимоотношения между истинной, добром и красотой, нашли для них как бы единый общий знаменатель - понятие «ценность». И это вполне объяснимо - ведь добро является нравственной ценностью, истина - познавательной, а красота -эстетической. Как точно подметил С.Ф. Анисимов «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и каждого события, и каждого поступка» [49, с. 51-52].
Нашей задачей является рассмотрение постижения общечеловеческой природы ценности в контексте анализа достижений мировой философско-социологической и психолого-педагогической мысли.
В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей [38; 47; 49 и др.].
При данном подходе ими учитывалась конкретно-историческая деятельность субъекта, его активность, классовая принадлежность, партийность и т.д. Другая группа исследователей (М.В. Демин, A.M. Коршунов, Л.Н. Столович и другие) доказывают, что ценность носит объективный, всеобщий характер [38; 47; 49 и др.].
Ценность объективна по характеру, она может существовать и вне сознания личности. Личность очевидно, не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей. В первую очередь здесь говорят об уровне усвоения, принятия, субъективирования личностью этих ценностей. В этой связи, по мнению В.П. Тугаринова, «решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личных ценностей и с воздействием на последнее, т.е. воспитанием» [49, с. 101].
Наиболее обоснованной и логичной выглядит позиция авторов, рассматривающих ценность в рамках субъектно-объектных отношений, в которых объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы), так, О.Г. Дробницкий представляет «ценность» как явление двоякого рода, как «ценностные характеристики предмета» или как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, то они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение - одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели» [38, с. 41-42].
Похожие публикации:
Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатления ...
Психика человека. Проблема и природа
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функ ...
Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной
успеваемостью
В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция ...
Навигация