Социальная природа Я

Страница 2

Относительно второго вопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя со всеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценив свою деятельность и действия других, разворачивается анализ, который подтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например, предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен как психолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполнении этой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с Зигмундом Фройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе с учителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию, поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить, насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с 3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоит весьма высоко над Вами.

Иногда люди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми, кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнее оценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологический талант с Вашим братом, то это - нисходящее социальное сравнение. Применение в жизни последнего - стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И это понятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийти в восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.

Вывод очевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим перед собой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваем себя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему на самом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социального сравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свой образ Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образом достигаем внутреннего комфорта.

Итак, в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природы собственного Я, как:

■ символика, которая организовывает и упорядочивает существование каждого;

■ интроспекция (процесс, с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями, ощущениями и мотивами);

■ социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватную роль в обществе, получить соответствующий статус.

Интроспекция

(лат. intro - внутри + skoreo - смотрю) - исследовательский прием психологических процессов, который основывается на наблюдении собственных психических процессов и состояни, без использования любых инструментов или эталонов.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Особый путь советской психологии
Развитие психологии в России в советский период приобрело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об “особом пути” марксистской психологии как “единственно верной” отрасли знания. На этот путь она ...

Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Культуру, какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализа ...

Виды и свойства мышления. Интеллект
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какое место в мысли ...