Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:
- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;
- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);
- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;
- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;
- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);
- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [18, с. 27].
Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:
1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.
4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).
5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].
Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:
- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.
- «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.
- «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.
- «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.
- «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.
- «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.
- «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.
- «Снежная Королева» — преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.
- «Боец» — преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [4, с. 12].
Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:
1. Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, упажение к другим языкам и тем, кто на них говорит).
2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).
3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).
4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).
5. Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов).
6. Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).
6. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).
7. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).
8. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [12, с. 98-99].
В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [12, с. 18-20, 27-28].
Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:
1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).
2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).
3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).
4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62].
Похожие публикации:
Методы специальной психологии
Общее представление о методах исследования в специальной психологии
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная с 19 века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться по всем направлен ...
Американская программа обучения основам научных знаний для детей со
сложными сенсорными нарушениями
Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для спе ...
Влияние самооценки на стрессойстойчивость
Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и ...
Навигация