Семья как элементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователей научных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В настоящее время интерес к развитию института семьи сохраняется, приобретая свою специфическую актуальность и значимость. Современный брачный союз имеет длинную историю и биографию. Чтобы понять современный взгляд на семейные отношения, попытаемся проследить за изменениями, происходящими в супружеских отношениях на протяжении прошлых веков.
Групповой брак. В период первобытнообщинного стада согласно концепции полового отбора, процветали в равной мере такие формы отношений между мужчиной и женщиной, как полигамия (когда один или несколько мужчин принимали участие в воспроизводстве потомства, а другие охотились) и промискуитет (половые отношения без установления постоянных связей). Необходимо обратить внимание на тот факт, что они были наиболее адекватны задачам истории – осуществлению полового отбора и сохранению вида. На смену первобытнообщинному стаду пришел род. На первое место выходят коллективная собственность и развитие производства. Групповой брак - это союз двух родов, существование которого обеспечивало половые отношения между их членами. [12, 12]
Романтический брак. В процессе развития человеческого рода эволюционируют и отношения между мужчиной и женщиной. Так в истории появляется форма половой любви – страсть как высшая форма влечения к противоположному полу. Ее проявление запечатлено в различных исторических формах отношений: рыцарская любовь, трубадуры, гондольеры и т. д. В этот исторический период в развитии института семьи доминирует романтический брак (брак, основанный на чувственности). Отношение к женщине не сразу, но изменяется, хотя на долгие века сохраняет оттенок полярности. С одной стороны, женщины начинают пользоваться уважением, а их права – оберегаться законом. С другой, в соответствии с религиозными догматами они считаются низшими существами, презираемыми за чувственность. [12, 13]
Моногамная семья. Мужчина захватил бразды правления, и женщина была лишена своего почетного положения – закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Семья становится моногамной: жена отдается под безусловную власть мужа. [12, 15]
Постепенно повышается значение владения собственностью.
В период 8 тысяч лет до нашей эры возникло разделение функций в семье. Как следствие возрастает значение детей, они начинают представлять своеобразную ценность: от просто инстинкта размножения и продолжения человеческого рода к возникновению реальной рабочей силы и носителей (продолжателей) опыта рода. [12, 17]
Итак, характерной основой супружеских отношений в древности период были экономические или политические отношения. Отсюда вывод: брак в древности – это, прежде всего, сделка.
Патриархальная семья и монашество. В эпоху Средних веков господствовала богословская идеология. В этот исторический период можно выделить три распространенные точки зрения. [12, 18]
Согласно первой брак – это дар Божий, а его цель – деторождение. Вторая точка зрения сводилась к тому, что брак – это необходимое зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти (и сегодня многие ранние браки базируются именно на таких представлениях об интимной жизни). Третье мнение о браке – его следует полностью избегать (в связи с ожиданием христианами второго пришествия Христа). В целом же в эпоху раннего Средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью.
На протяжении многих эпох у мужчин постепенно воспитывались такие качества, как заботливость, постоянство. Таким образом, семья – как структурированное объединение двух полов - была первичным условием возникновения человечности.
Брак-товарищество. Период Ренессанса (эпоха Возрождения) характеризуется гуманизмом. Именно в этот период женщину начинают отождествлять с символом чистоты и святости, с непорочной Девой. Женщины из высших классов общества наслаждались новой свободой. Без чувства вины и боязни они постепенно стали одеваться в эротические наряды, пользоваться косметикой, посещать учебные заведения. Было узаконено право женщины на повторный брак, если, например, муж ей изменяет. [12, 20]
Брак, основанный на общности интересов и взаимном влечении, можно рассматривать скорее как содружество, которое не исключает активных любовных взаимоотношений. Такие взаимоотношения супругов очень часто перерастают в браки, в которых хранится преданность друг другу всю жизнь. Поэтому супружеская жизнь складывается успешнее, если партнеры любят друг в друге индивидуальность. Про эту форму супружеских отношений А. Сент-Экзюпери написал так: «Любовь - это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». [12, 22]
Похожие публикации:
Подстройка под модальность
Все люди по-разному воспринимают окружающий мир. Одни считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, для других слушать все равно лучше, а третьим нужно все потрогать, пощупать, почувствовать. По этому принципу люди делятся на ...
Характеристика и составляющие теории
Салливан настойчиво повторяет, что личность-это как бы «иллюзия», которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Она образуется не событиями, которые происходят внутри её а тем, что происходит в обществе. Личность обнаружи ...
Я-концепция в структуре интегральной субъектности
Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".
По мнению русского ...
Навигация