К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести прежде всего психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами:утратой значимых отношений, трудоспособности или здоровья, влюблённостью, разводом.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением характерны резко деформированная система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок, негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и «красивой жизни» за счёт сомнительных и незаконных средств к существованию, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Референтные связи и ориентации этих людей глубоко отчуждены от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная дезадаптация проявляется не только в разрыве социальных связей человека, формировании иных ценностных ориентаций, но и в нарушении важнейших видов деятельности: учебной, трудовой, социальной, бытовой.
Современные учёные придерживаются мнения, что основное качество продуктивной личности – адаптивность.
Адаптивность –
способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими людьми как в благоприятных, так и неблагоприятных жизненных ситуациях.
Формирование адаптивности как жизненного качества должно быть основной целью и результатом психосоциальной работы.
Адаптивность предполагает принятие жизни и себя как её части во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия жизни – быть её автором и творцом.
С позиций социализации человек выступает в трёх ипостасях – объекта, субъекта, а иногда и «жертвы» как в стихийной, так и в направляемой, социально-контролируемой социализации. Поэтому в широком смысле социальная дезадаптация – одновременно и объект, и предмет психосоциальной работы [15, с. 15-17].
Далее мы перейдём к более конкретному выявлению цели, функций, методов и форм психосоциальной работы. А также сформулируем понятие данной дисциплины.
Психосоциальный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М.Ричмонд и Ф.Холлинз, большое влияние на него оказали психоаналитические идеи З.Фрейда, а затем и Дж.Боулби.
Вместе с тем с развитием идей системного подхода в психосоциальной работе необходим анализ личности в ситуации с позиций гештальта, фигуры и фона, теории поля, основанный на идеях М.Вертгеймера и К.Левина.
Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.
Цель психосоциального подхода заключается в поддержании равновесия между внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными отношениями, влияющими на процесс и качество жизнедеятельности [15, с. 17].
В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой – оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.
В узком смысле психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации [15, с. 18]. Именно это определение мы возьмём за основу и будем опираться на него в нашей дальнейшей практической деятельности при выборе способов и средств работы с клиентом.
Похожие публикации:
Вывод
Основной целью данной работы являлось раскрытие темы - новые тенденции и направления в развитии современной психологии, а также рассмотрение и раскрытие вопросов о состоянии современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, нов ...
Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатления ...
Причины страха взрослых людей
Страх произрастает из нерешительности. Нерешительность кристаллизуется в сомнение, они смешиваются — получается страх. Иногда этот процесс идет медленно. Он зарождается и развивается, когда вы не подозреваете о его существовании,
Цель да ...
Навигация