Семья является важной единицей общества, которая формирует структуру личности человека, основы ее Я-концепции. В ней ребенок впервые обнаруживает: любят его, безусловно, или при определенных условиях, сопровождает его успех или нет и т.п. Родители способом своей жизни, стилем поведения и просто присутствием осуществляют на младшее поколение формировочное влияние, когда удовлетворяют или не удовлетворяют нужды в безопасности, нежность, уважению, поддержке и т.п. Соответственно этому ближайшее окружение становится для ребенка приемлемым, комфортным или чужим, вражеским, дистресовым. В тех семьях, где преобладает атмосфера взаимоуважения и доверия, ребенок более приспособлен к жизни, независим, у него лучше самооценка, чем в семье, в которой разногласие и разлад.
Важным фактором развития высокой самооценки потомка есть четко установленные авторитетом семьи полномочия в принятии решений. В такой семье властвует климат взаимодоверия, и преимущественно отец принимает главные решения, которые поддерживают все. Это эффективно потому, что дети ставят перед собой завышенные цели и достигают успеха. Так вот, высокая самооценка детей формируется в сплоченных и солидарных семьях, в которых родители уверены в правильности своих действий и поступков, убежденные в разумности своих дел и образа жизни.
Авторитетно-гуманный стиль семейного взаимодействия дает возможность определить такие условия для развития положительной самооценки ребенка:
1) Безусловного его восприятие;
2) Уважение, доверие, любовь к своему ребенку;
3) Четких и последовательных требований к его поведению.
С помощью соблюдения таких условий родителями ребенок также начинает относиться к себе достойно. Вследствие этого формируется его положительный образ Я, самооценка и вообще Я-концепция.
Разрыв брака и конфликтные отношения становятся источником возникновения серьезных личных проблем для ребенка. Развод родителей часто служит причиной эмоциональных разладов у подростков. У детей, чьи родители разорвали брак, обнаруживают большую склонность к низкой самооценке, чем у тех, которые воспитываются в полной семье. У тех детей, у которых умер близкий человек, преимущественно не имеют существенных отклонений в самооценке.
В любом случае необходимо сосредоточение родительского внимания на ребенке и их естественная заинтересованность им. Если же родители безразлично относятся к успехам потомка, то это предопределяет его низкий уровень самооценки. Тотальная холодность в поведении родителей относительно ребенка будет давать возможность ему ощущать себя отброшенным и отчужденным на протяжении всей его жизнь.
Похожие публикации:
Движущие силы и условия развития личности
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания.
Что же является движущими силами развития личности, а вместе с тем и всех психических качеств и процессов, устойчив ...
Исследования памяти в работах Г. Эббингауза
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.
Существенным в это ...
Самооценка личности
Свойство человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда – неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «я». Юноши и девушки придают значение тому, насколько их тело и в ...
Навигация