Семья является важной единицей общества, которая формирует структуру личности человека, основы ее Я-концепции. В ней ребенок впервые обнаруживает: любят его, безусловно, или при определенных условиях, сопровождает его успех или нет и т.п. Родители способом своей жизни, стилем поведения и просто присутствием осуществляют на младшее поколение формировочное влияние, когда удовлетворяют или не удовлетворяют нужды в безопасности, нежность, уважению, поддержке и т.п. Соответственно этому ближайшее окружение становится для ребенка приемлемым, комфортным или чужим, вражеским, дистресовым. В тех семьях, где преобладает атмосфера взаимоуважения и доверия, ребенок более приспособлен к жизни, независим, у него лучше самооценка, чем в семье, в которой разногласие и разлад.
Важным фактором развития высокой самооценки потомка есть четко установленные авторитетом семьи полномочия в принятии решений. В такой семье властвует климат взаимодоверия, и преимущественно отец принимает главные решения, которые поддерживают все. Это эффективно потому, что дети ставят перед собой завышенные цели и достигают успеха. Так вот, высокая самооценка детей формируется в сплоченных и солидарных семьях, в которых родители уверены в правильности своих действий и поступков, убежденные в разумности своих дел и образа жизни.
Авторитетно-гуманный стиль семейного взаимодействия дает возможность определить такие условия для развития положительной самооценки ребенка:
1) Безусловного его восприятие;
2) Уважение, доверие, любовь к своему ребенку;
3) Четких и последовательных требований к его поведению.
С помощью соблюдения таких условий родителями ребенок также начинает относиться к себе достойно. Вследствие этого формируется его положительный образ Я, самооценка и вообще Я-концепция.
Разрыв брака и конфликтные отношения становятся источником возникновения серьезных личных проблем для ребенка. Развод родителей часто служит причиной эмоциональных разладов у подростков. У детей, чьи родители разорвали брак, обнаруживают большую склонность к низкой самооценке, чем у тех, которые воспитываются в полной семье. У тех детей, у которых умер близкий человек, преимущественно не имеют существенных отклонений в самооценке.
В любом случае необходимо сосредоточение родительского внимания на ребенке и их естественная заинтересованность им. Если же родители безразлично относятся к успехам потомка, то это предопределяет его низкий уровень самооценки. Тотальная холодность в поведении родителей относительно ребенка будет давать возможность ему ощущать себя отброшенным и отчужденным на протяжении всей его жизнь.
Похожие публикации:
Психологическая готовность ребенка к обучению в
школе
Готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включа ...
Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной
деятельности
Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина)
В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках гештальт-психологических представлений о поле и поведении в поле. По отношению к ...
Роль тренер в создании социально-психологического климата и эффективной
деятельности спортивной команды
«Человек — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это узел связи». И еще: «Одинокой личности не существует. Тот, кто замыкается в своем одиночестве, наносит ущерб общине. Тот, кто грустит, наводит грусть на других». Что бы мы ни делали, о чем ...
Навигация