Я-концепция
– это система обобщенных и относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом которых является он сам.
Весомым источником развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела.
Познание ребенком себя в младенческий период происходит преимущественно через самоощущение своей физической сущности. Поэтому самопознание сначала возникает в процессе телесных переживаний, которые имеют сенсомоторную природу. Сенсорное ощущение, подкрепленное моторикой, дает возможность сформировать представление об образе собственного тела, становится фундаментом для развития Я-концепции ребенка. А осознание себя как соответствующей физической сущности – это основа для дальнейшего формирования самооценки.
По мнению многих психологов, распространенной является идея, что у грудных детей нет Я-концепции, что они не выделяют себя среди других и не могут отличать Я и не-я, поскольку не знают, где заканчивается одно тело, а где начинается второе. Ведь для новорожденного мать является частью его самого, но постепенно они осознают собственное тело и убежденны, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит лишь им. Этот процесс происходит при помощи самосравнения с другими людьми. В возрасте от 3 до 8 месяцев грудные дети познают свое тело, узнают, что имеют собственные руки и ноги, начинают ощущать настороженность относительно чужих. Это разрешает им выстраивать первые схемы «Я-другие». А с 18 до 30 месяцев дети узнают, к какому полу они принадлежат, что хорошо, а что плохо и т. д. Так первый этап самоосознания – это следствие самоизучения своего тела, движений и несовершенных фрагментарных и поверхностных раздумий о себе.
Для самоотторжения со своим телом грудной ребенок может кусать собственные или материнские пальцы, игрушку. Но в первом случае появляются болевые ощущения, а во втором он их не ощущает. Так, под потоком своих и чужих эмоций, случайных или целенаправленных действий возникает телесное Я и происходит процесс размежевания Я и не-я в жизни.
Дети до 2 лет узнают себя в зеркале, а в возрасте от 3,5 до 5 лет начинают различать свое физически-социальное Я, т.е. тело, которое видят люди и свою индивидуальную детскую роль. Дошкольникам в возрасте от 2,5 до 5 лет предлагали выполнить задачу на выявление того, что, по их мнению, могут видеть другие особы. Они, вместе с экспериментатором, садились за стол, на котором была кукла. По просьбе взрослого ребенок закрывал глаза, а экспериментатор говорил: «Вот твои глаза закрыты. Я тебя вижу? А куклу я вижу? Я вижу твою голову? А вижу ли я твою руку?». Дети, младше 3,5 лет, часто отвечали, что экспериментатор их не видит, а видит лишь куклу. Это свидетельствует о том, что в таком возрасте имеющийся у ребенка эгоцентризм не дает возможности придерживаться взгляда другой личности, а физически-социальное Я имеет размытый, нечеткий характер. В это время дети пяти лет давали утвердительный ответ на этот вопрос. С развитием социального Я они, воображая себя, не сомневались в том, что когда у них закрыты глаза, их видят.
Эгоцентризм - это невозможность или нежелание придерживаться взгляда другого человека; сосредоточение на себе.
Итак, строение тела может влиять на процесс формирования Я-концепции человека. Древнегреческий врач Гиппократ – первый, кто объединил физические характеристики тела с поведением. А вот немецкий психиатр и психолог Эрнест Кречмер и американский врач, а так же психолог Вильям Герберт Шелдон установили соответствие между типом личности и строением тела. Поэтому выделяют:
1) Ендоморфное
или пикничное
строение тела (склонность к полноте). Что ассоциируется с висцератоничнымтипом личности, которая отличается стремлением к комфорту, общению, хорошей пище
Похожие публикации:
Вывод
Нервные дети – проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей и педагогов. Нервность – широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невроп ...
Понятие и сущность невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств ...
Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
Навигация