Теория Л.С. Выготского и Гальперина

Страница 2

Наряду с вкладом в науку с Выготским немалую лепту внес ещё один выдающийся ум России: П.Я.Гальперин, который тоже занимался исследованием высших психических функций.

Высоко оценивая положение Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций путем врастания извне внутрь и превращения межиндивидуальных форм общения в речевое мышление индивида, П.Я. Гальперин с начала 50-х гг. сделал центральной проблемой своих исследований изучение превращения внешних действий во внутренние умственные процессы. Было показано, что в структуре действия необходимо различать две основные части — ориентировочную и исполнительную. Он в своей теории отражал «проблему деятельности, которая внутренне связана с роковым вопросом о предмете психологии». Было сформулировано положение о том, что психическая деятельность

по своей функции есть не что иное как ориентировочная деятельность

. Задача психологии — изучить строение, законы и условия ориентировочной деятельности, ее формирование на разных этапах развития личности. «Первая намечает пути и способы действия, а вторая их реализует. Поскольку характер и успешность исполнения непосредственно зависят от ориентировочной части, основную задачу формирования действия составляет формирование его ориентировочной части».[4.с.117]

«Переход извне внутрь» и преобразования отраженных предметных действий в психологические явления намечается поэтапным формированием умственных (более широко — идеальных) действий; роль ориентировочной части действия в успешности его исполнения . отчасти разъясняется качеством его «отработки» и отчасти — различием типов ориентировки в предмете».

Суть психологических взглядов Л.С. Выготского составляет положение о культурно-исторической природе собственно человеческих форм психических функций, названных им высшими психическими функциями, и культурных форм поведения, а также процесса их формирования, а Гальперин концентрировал внимание на ориентировочной и исполнительной части в структуре действия.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Направленность личности: потребности и цели
Направленность личности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления поведения личности»[1]. Направленность всегда социально обусловлена и форм ...

Общая характеристика девиантного поведени несовершеннолетних
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями . Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы ...

Творческое мышление
Творчество занимает особое место в структуре одарённости. Количество фактов, в которых проявляется творчество, огромно: сюда относятся самые ранние продукты словотворчества детей, их рисунки, стихи, а так же решение задач и технические из ...