Но такое утверждение ложно и малопродуктивно. Люди – это множество "я". Прогрессивное человечество составляют разные люди, с разными "я", с разной мотивацией и с разной степенью согласия с принятым в качестве нормативного мнением. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица ("есть мнение", "некоторые полагают"), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Иногда случается, что личные мнения, сомнения, желания и ценности не принимаются социальным окружением. И это приводит к санкциям со стороны социального окружения. Иными словами: хорошо ли это – в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человек уверенный в себе – это человек переоценивающий свои возможности и не умеющий утаивать свои эмоции и чувства? Действительно, уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир, это вера в себя (Ромек, 1996). Но – парадокс: именно эта позитивная оценка позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение.
Относительно выражения эмоций: уверенный в себе человек часто выражает эмоции, и чувства до которых другим и дела нет. Но именно это помогает ему стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д.
Можно ли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным в себе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы уважительного отношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только не обладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительного взаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум и принятые в нем нормы "не настроены" на уверенность в себе и самоутверждение.
Существует множество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:
репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений;
шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;
слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.
Довольно долго агрессивность и наглость с одной стороны, и неуверенность и пассивность - с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
Похожие публикации:
Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На ...
Психофизиологические особенности подростка
Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строение организма, состояние здоровья.
Каждый человек обладает определённым психофизиологическим качеством. Поэтому можно говорить о том, что человек по ...
Макро- и микросреда личности
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.
Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных ...
Навигация