Заключение

При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения в школе. Анализ литературы показал, что познавательные процессы в этом возрасте развиты неравномерно и имеют качественное своеобразие. Для восприятия характерно видение целого, без выделения деталей. Наглядно-образное мышление развито слабо, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Ведущим типом памяти остается непроизвольная память. Но в этом возрасте у детей начинает формироваться способность к контролю и произвольному запоминанию. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, но устойчивость и концентрация внимания формируются на основе интереса ребенка.

2. Проведено экспериментальное исследование, которое позволило выделить особенности развития познавательных процессов и уровень их сформированности. Результаты комплексной диагностики первокласников показали, что внимание их развито на недостаточно высоком уровне, в частности недостаточно сформирована устойчивость и концентрация внимания, а так же недостаточен его объем. Из-за недостаточного развития внимания зачастую страдает память. В исследовании выявлен в целом недостаточно сформированный объем слуховой памяти и процессы запоминания. При этом интеллект первоклассников характеризуется в целом различным уровнем сформированности. Среди первоклассников есть учащиеся с очень высоким и с низким интеллектом.

3. По результатам экспериментального исследования разработаны практические рекомендации учителям для развития познавательных процессов учащихся первого класса. Конечно эти рекомендации слишком общие, для разработки индивидуальных программ коррекции и развития познавательных процессов отстающих учеников необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированности познавательных процессов.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены, обе гипотезы подтвердились, действительно познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания. Уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен.

Похожие публикации:

Характеристика процессов памяти
Запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относите ...

Вывод
Нервные дети – проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей и педагогов. Нервность – широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невроп ...

Что такое паралингвистическая и эстралингвистическая системы
2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистическая система-это система вокализации, качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая система-включение в речь пауз, покашливания, плача, смех ...